«Учитель должен учить»

Николай КОЧИН, ng@ng.kz

Педагог с сорокалетним стажем Николай Кочин - о сегодняшнем дне педагогики

Вчерашний тележурналист, ведущий на канале НТВ главную информационную программу «Сегодня», Антон Хреков довольно-таки нелестно высказался об учителях: «Простите, но я отказываюсь понимать бездонное «вкачивание» в тех же учителей и призывы вечно повышать им зарплату. Может, лучше придумать для них систему KPI (ключевые показатели эффективности), которая выявит, кто из них чего и сколько стоит? Увы, при всем абстрактном уважении к этой профессии, уверен: процентов 80 не выполнит эти KPI. Тогда за что им платить? За то, что они на выборах устраивают «вбросы» и «карусели»? Или клянчат деньги у родителей учеников?» («НГ» № 30, 26.07.12, «Тут - только «баблодоение» Argumenti.ru)

Не стану опровергать утверждение автора. Но попытаюсь хотя бы слегка показать причины, на мой взгляд, сформировавшие низкую эффективность работы «абстрактного» учителя.

Мне трудно быть объективным, но я отчасти  завидую педагогам и тому вниманию, которое сегодня уделяется школам.  В то же время, читая заметки в газетах и слушая рассказы коллег о сегодняшних требованиях, меня настораживает живучесть традиций недалекого прошлого: «Мы отремонтировали школу силами учителей»... «Учителя вложили свои средства»...  «Учителя школ на общественных началах совместно с полицейскими посещают компьютерные залы в поисках своих учащихся»... «Профсоюзный лидер учителей области впервые слышит  о том, что учителей во внеурочное время привлекают к рейдам по неблагополучным семьям»…

Может быть, настала пора зачислить всех учителей области в ряды строителей, меценатов, полиции и т. д.? И что это за «профсоюзный лидер», если он не знает фактического положения дел в учебных заведениях?

Подобных примеров хоть отбавляй. Нередко в учебных заведениях придумываются всевозможные отчеты и многочасовые совещания-заседания-советы, после которых чудесным образом значительно повышаются все показатели. Кому нужны бессмысленные пустопорожние назидания и бумаготворчество?

Учитель, возвеличенный и вознесенный на недосягаемую высоту, находясь на грешной земле, помимо оплачиваемых  учебных часов проводил такой объем дополнительной работы, что иной раз не оставалось времени не только на самообразование, но и на личную жизнь. Безусловно, самоотверженная деятельность подвижника приносила свои плоды. До определенного периода появление классного руководителя усмиряло даже буйные головы подростков - улица знала, что это идет Учитель. Вряд ли можно встретить взрослого человека, отрицающего этот факт. Вряд ли хотя бы один современный учащийся, убедившийся на своем горьком опыте в том, что в учебном заведении порой уже улица правит бал, и что учащиеся начинают «воспитывать» учителей, способен поверить этому.

Педагогика - наука о воспитании и обучении. На любом уроке присутствуют воспитательные моменты. Но ожидать того, что учитель, допустим, физики, проводя классные часы, способен привить навыки поведения, по меньшей мере опрометчиво. Ибо учащийся, покидая стены школы, воспитывается в индивидуальном порядке средой. Полицейский в школе не может решить всех проблем. Воспитательной работой должны заниматься специально подготовленные люди. И не только на классных часах.

А что же учитель? Перефразируя Жеглова, скажем: учитель должен учить! И в совершенстве знать свой предмет и всевозможные современные методы преподавания. Ученик - не копилка с прорезью в глиняной голове, в которую можно поместить знания как разменную монету. Преподавателю дано всего-то несколько минут, чтобы заставить учащегося воспринимать программный материал. Урок - это театр одного актера. Учитель одновременно сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Невозможно окриком заставить зрителя смотреть на сцену, сопереживать и воспринимать происходящее, если артист не сумел создать микроклимат, помогающий ему в работе. При этом не следует забывать, что учащиеся - не только зрители, но и безжалостные критики, и нередко любители «побалдеть», и организаторы различных провокаций, замечающие абсолютно все ваши погрешности. Важно успеть заметить настроение учащегося, вовлечь его в действо, дать ему какую-то роль, пусть даже с одной-единственной фразой «кушать подано», и суметь использовать это для достижения цели урока. Что греха таить, но нередко и сам учитель своей реакцией на какую-либо выходку провоцирует подопечных на недостойное поведение. Возможно, студентов пединститутов надо готовить к предстоящей работе, старательно отрабатывая всевозможные «нештатные» ситуации и пути выхода из них. И научить критически перенимать разрекламированный опыт. Недавно по телевидению был показан сюжет: на уроке в европейской школе учащимся разрешается вести себя так, как им угодно: кто-то на перекладине вниз головой, кто-то в позе йога и т. п., и утверждается, что так  они лучше воспринимают объяснение учителя. Уверен, такая демократия очень скоро превращается в анархию.

Говоря «80%», А. Хреков, скорее всего, переборщил. Но необходимо провести тщательные исследования по выяснению причин явного снижения престижа педагогической деятельности и небрежного (порой до пренебрежения) отношения заметного количества учителей к результатам своей работы.

Пожалуй, прав журналист, предлагающий придумать систему ключевых показателей эффективности. Сегодня педагог - это чернорабочий, труд которого оценивается непонятно по каким критериям. И здесь немало зависит от того, кому дано право оценивать учителя. Способен ли оценщик, применяю избитое выражение, отделить семена от плевел.

Однажды  я услышал, что рудненский педагог изобрел магнитный прибор, нашедший применение в горнорудном деле, то есть своим личным примером продемонстрировал возможные границы применения теоретических знаний. Я поинтересовался в управлении образования, кто этот человек и в чем суть изобретения, а также, сколько учителей-изобретателей живет в нашей области. На все вопросы получил исчерпывающий ответ: «У нас нет таких данных». Недооценка деятельности учителя оставила неприятный осадок.

На открытом уроке преподаватель демонстрирует «новинку». Вокруг каждого стола сидят по шесть учащихся и под негромкую музыку готовят ответ на вопрос учителя. После чего встает один ученик и оглашает правильный ответ. Абсолютно каждому из  шестерки, несмотря на то, что между ними даже не было предварительного обсуждения, выставляется по «пятерке». При  анализе урока директор поет дифирамбы в адрес «новатора» и предлагает всем присутствующим педагогам взять данное начинание на вооружение. Но несовершенство этого метода (тогда его называли бригадным) доказали педагоги (в том числе и Н.Крупская) еще в тридцатых годах прошлого века. Подумалось, настанет ли время, когда начальников от педагогики будут проверять на профессиональную пригодность?

Лет двадцать тому назад преподаватель козырял своими знаниями, тем более, что его убеждения подтверждались на курсах повышения квалификации в периферийных институтах. И вот он решил показать себя в знаменитом учебном заведении. После чего признался: почти все его козыри были биты - если в Костанае еще только говорили о компьютерах и их программном обеспечении, то в том университете все это успешно использовалось. Он понял, что отстал от переднего края современной науки  лет на пятнадцать и что прежние курсы по сути дела весьма незначительно пополняли багаж его знаний.

И еще. Хреков отказывается понимать «бездонное «вкачивание» в тех же учителей и призывы вечно повышать им зарплату». и о с журналистом при одном условии: можно и не повышать зарплату. Чтобы понять это, достаточно поинтересоваться, почему в Москве кандидаты и доктора наук живут в студенческих общежитиях, и почему наиболее талантливые из них покидают родину. У нас в Казахстане недавно в интервью на телевидении доктор наук сообщил, что в связи с низкой зарплатой определенная часть ученых покинула университет.

Если же «учитель клянчит деньги у родителей» на нужды учебного заведения, то это, увы, не его инициатива. А если родители просят дополнительно заниматься с учащимся, то педагог вправе требовать оплату за свой труд, как и всякий мастер своего дела.

И в заключение. Абсолютно все местные газеты отводят регулярно целые полосы какому-нибудь спортсмену. Но почему  об учителях, если и публикуют несколько строк, то чаще всего под шапкой «Анекдоты»?

P.S.  Обнародовано решение министерства назначать директоров на конкурсной основе. Следует ожидать, что это только бутончики. Лишь бы эти начинания не превратились в камень, брошенный в воду.  Автор.

 

СОН

Мне снится сон.
Я перепутал сроки.
Часы мои то медлят, то спешат.
Секундам в унисон
по гулким коридорам
иду я,
в пол впечатывая шаг.

Я обречен.
Я не готов к уроку.
И прихожу в какой-то странный класс,
где сотни глаз -
одно большое око,
и зыбкая трясина - тишина.

Она страшна.
Класс видит и не видит,
Но допусти один неверный жест,
одно движенье, и -
возненавидит,
и выдаст свой решительный протест.

Что мне сказать?
Как я скажу им что-то,
чтобы в глазах всезнающих ребят
не выглядеть бездарным идиотом
на плаху притащившего себя?

Как мне начать,
как побороть смятенье
и внешне успокоиться слегка?
Я чувствую,
меня стеснили стены,
и придавили плиты потолка.

Мне тяжело.
Мне просто трудно очень.
Я напрягаюсь,
сдерживая стон.

И говорю.
И просыпаюсь ночью.
И понимаю -
это просто сон.