Глава МОН говорил учителям, как надо работать
Галина КАТКОВА
Министр образования впервые участвовал в августовском совещании педагогов Костанайской области. Так что информация в этом году у наших учителей - из наипервейших рук. Делая доклад, глава МОН РК Бакытжан ЖУМАГУЛОВ отметил, что среднее образование «буквально на острие реформ».
Проиллюстрировал это целым списком примеров. Все, утверждал министр, во имя «нового качества образования». Оно сегодня невысокое, судя по результатам ЕНТ-2012. По республике средний балл по сравнению с предыдущим годом снизился на 16 единиц. В Костанайской области был равен 77,73, а в 2011 году - 82,4. Итог лучше, чем в целом по республике, зато четверть всех участников тестирования не набрала пороговый балл, и свой статус круглых отличников подтвердило лишь 36,8% претендентов. Налицо системные упущения в средней школе, считает министр.
- Дорогие учителя, признаем, что в 10-11 классах мы практически только повторяем пройденный материал и зазубриваем то, что будет на ЕНТ. Это знаете вы, дети, знают родители. И все молчат. Так дальше продвигаться не может. Сегодня, особенно в 10-х и 11-х классах, мы будем жесткие требования предъявлять каждому учителю по выполнению государственных образовательных стандартов, - заявил Жумагулов. - Это, я думаю, справедливо. На республиканском августовском педсовете мы рассмотрим комплекс мер в данном направлении, которые надо будет системно внедрять.
Глава МОН РК применительно к теме прокомментировал и качество знаний в лицеях и колледжах.
- Мы ввели в этом году комплексное тестирование, - сказал министр, - потому что часть колледжей, лицеев превратилась в перевалочную базу между 9 классом и вузом для тех, кто не мог сдать ЕНТ. Таким образом без экзаменов ежегодно поступало в казахстанские вузы 70-75 тыс. абитуриентов. Причем университеты они заканчивали за 2 с половиной года, а обладатель «Алтын белгi» учился все четыре. В этом году, по моему указанию, уровень комплексного тестирования был установлен ниже, чем ЕНТ: самые элементарные вопросы.
Дети, у которых на руках диплом с отличием об окончании колледжа, не имели представления, как решить уравнение типа «икс в квадрате равен 64». Я не хочу сказать, что все были такими... но 20 с лишним тысяч не смогли преодолеть порогового уровня, необходимого для поступления в вуз.
В итоге министерство взялось за «коренное совершенствование качественного состава педагогов». На базе Центров педагогического образования по методике Кембриджского университета, подчеркивал Жумагулов, начато принципиально новое повышение квалификации учителей. За 5 лет по 3-месячным программам их должно быть переподготовлено 120 тысяч. Из 89 казахстанских вузов право готовить педагогов получили только 43. Повышен размер государственного гранта на педагогические специальности.
Дальше - больше. С сентября следующего года во всех школах, говорил министр, первоклассники должны начать изучать английский язык, а для этого необходимы 2 000 преподавателей иностранного в начальном звене.
Честно говоря, голова кружится от быстроты и высоты, на которую министерство вздымает планку. Английский в каждом первом классе? При том, что в республике 52% сельских школ и очень многие из них малокомплектные, как, например, в Костанайской области...
Кстати, их количество Жумагулов отметил, как проблемный вопрос для нашего образования. Так что наверняка реорганизация и закрытие таких школ будут идти активно. Альтернатива - обучение в опорных учебных заведениях, куда детей нужно возить либо размещать в интернатах. В Костанайской области до 2015 года опорных школ должно быть 17. Сейчас действует две: в Карабалыкском и Аулиекольском районах. В этом году должны добавиться такие в Мендыкаринском, Тарановском, Узункольском районах.
Само собой, Жумагулов остановился на болевых точках всех уровней образования: от высшего до дошкольного. И так как мы, костанайцы, по дошкольному чуть не самые всеохватные в стране, правда, за счет мини-центров, то пришла пора их реформировать. Область обратилась к министру с просьбой поддержать перевод центров с неполным днем пребывания в таковые с полным днем. А это уже почти детсады. Процесс в регионе идет: 45 мини-центров переведены на полный день. Но наши просили не просто поддержать, а внести нужные изменения в нормативные документы, чтобы с проверяющими не было проблем. И министр, хоть и оговорился, что ратует за увеличение числа полноценных детских садов, просьбу обещал уважить.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера