Все дело в композиции

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как устранить скрип тормозов?

На подходе к перекрестку видишь, что желтый свет светофора меняется на красный, начинаешь тормозить и… слышишь скрип. Судорожно отпускаешь педаль тормоза - звук не исчезает и только после того, как рядом подкатывается другой автомобиль, облегченно вздыхаешь: не у меня. Но может, и не нужно так уж волноваться, если у твоей машины вдруг заскрипят тормозные колодки? Этот вопрос мы задали старшему преподавателю инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадию САВЕЛЬЕВУ:

- Некоторые неопытные водители ошибочно считают, что скрип тормозов дают изношенные тормозные колодки. Это не так. Для этой цели сейчас на автомобилях устанавливают индикаторы износа колодок. Когда подходит время, они издаются звук, который идет не только при торможении, но и во время всего движения. Если нет индикатора, то износ колодок дает о себе знать металлическим скрежетом.

Скрип тормозов - не результат изношенности колодок. Это может быть из-за того, что по какой-то причине убрали антискрипные пластины, которые устанавливаются на современных автомобилях. Но чаще проблема возникает из-за установки некачественных тормозных колодок.

На первый взгляд, что тут сложного: к стальному каркасу, имеющему различную форму, прикрепляют фрикционный слой, и колодка готова? Все не так просто. В современных марках там могут быть различные пружины для компенсации вибрации и шума, индикаторы износа и другие детали, да и сам фрикционный слой имеет очень сложный состав. Там до 20 ингредиентов.

Оригинальные колодки, которые завод, выпускающий автомобили, берет для установки, должны соответствовать нескольким характеристикам. Они должны быть теплостойкими. При торможении температура может достигать 300 градусов, и если колодка некачественная, она разрушается, а за ней то же самое происходит с диском (барабаном).

Другая очень важная характеристика - коэффициент торможения. Он должен находиться в коридоре 0,35 - 0,45. Если ниже, то время и путь торможения увеличиваются, если выше, - снижается время между нажатием на педаль тормоза и блокировкой колес, которая приводит к скольжению колес и юзу. В этом случае ухудшается устойчивость и управляемость автомобиля, а тормозной путь также увеличивается. В таких случаях от водителя требуется определенный опыт вождения и хорошая реакция.

Предприятие, производящее автомобили, не станет использовать тормозные колодки, которые не прошли испытание на соответствие этим и другим характеристикам (в том числе по шумности и «скрипучести»). Они подтверждаются сертификатом качества. Поэтому оригинальные колодки достаточно прочны, долговечны, и они никогда не будут скрипеть.

Но приходит время, когда и эти колодки изнашиваются. В таких случаях используют сменные колодки. Вот тут-то и могут возникать проблемы. Некоторые производители в погоне за снижением расходов на их изготовление могут менять состав ингредиентов фрикционного слоя. Запретить им этого никто не может. Главное, чтобы колодки при испытании соответствовали стандартным характеристикам. Согласно документам, принятым ООН, сменные колодки по своим свойствам могут отличаться от оригинальных не более, чем на +/- 15%. Их пригодность к эксплуатации должна подтверждаться сертификатом качества, предоставляемым заводом-изготовителем.

Идеальный вариант: если вы будете менять колодки, то покупайте оригинальные. Если их нет, не гонитесь за самыми дешевыми. И обязательно попросите показать свежий сертификат качества. В противном случае вы рискуете получить скрипучие тормоза. Скрипят колодки, кстати, как раз потому, что их фрикционный слой имеет коэффициент торможения выше установленного стандарта. Чем это грозит для безопасности, я уже сказал.