Техосмотра беспокойная пора

Евгений ШИБАРШИН

С началом лета многие водители традиционно проводят технический осмотр своих автомобилей. В 2007 году МВД решило отказаться от услуг частных пунктов диагностики и передало эту процедуру в руки дорожной полиции. Например, в Костанае теперь вместо 8 пунктов работает только один. Однако в областном центре сейчас около 50 тысяч транспортных единиц, и каждый год регистрируется еще по 6-10 тысяч. Кто выиграет от такого новшества? Не появятся ли опять длинные очереди?

Без очереди

Начальник дорожной полиции Южного отделения внутренних дел Костаная Виктор ШЕНГОФ уверен, что ажиотажа этот шаг не вызовет.

- Первые 6 месяцев показали, что очередей пока нет. По нашим расчетам, за один день можно провести технический осмотр примерно 80 автомобилей. Но теперь нет больше "последних сроков", да и многим автомобилям техосмотр нужен реже раза в год. Ежегодно он требуется только для машин в "возрасте" старше 7 лет. Для тех, кому 3-7 лет, осмотр проводится раз в 2 года, а до трех лет - через каждые 3 года. Автобусы и такси проходят теперь осмотр не ежеквартально, а один раз в полгода.

К тому же осмотр проводится весь год, и в талоне проставляется день его прохождения. Водитель для выбора дня техосмотра ориентирован именно на эту дату. Что также "рассосало" возможную очередь более или менее равномерно по всему году.

Мы решили посмотреть собственными глазами: так ли это на самом деле? Время для поездки выбрали послеобеденное - 15 часов. Пункт прохождения технического осмотра найти оказалось несложно. Поехали от начала улицы Карбышева, пересекли перекресток с улицей Чернышевского и сразу же на правой стороне увидели указатель "Техосмотр". Сворачиваем и через сотню метров въезжаем на территорию ТОО "Тазалык-2000". Небольшой вагончик, возле него ровным рядом выстроились пять "легковушек".  У одной уже традиционно открыт капот. Картина знакома: сейчас должен подойти инспектор и приступить к осмотру. Чуть дальше видим эстакаду и "Газель". Как потом выяснилось, в ней установлено диагностическое оборудование. Заходим в вагончик. Слева два человека сдают документы инспектору дорожной полиции, справа - еще двое что-то выясняют у операторов, которые работают с базой данных в компьютерах. Толчеи нет.

Расспросил своих знакомых, мол, насколько проблематичной для них оказалась эта процедура. Оказалось, почти никто об этом еще даже не думал. А большинство не слышали ни о прекращении работы прежних пунктов диагностики, ни о том, куда им гнать для осмотра своих железных коней. Лишь один человек - профессор кафедры технического сервиса КГУ, кандидат технических наук Валерий Зеленин свою "праворульку" уже показал инспектору и получил соответствующий талон. На то он и профессионал, конечно. Профессионал очередей на пункте техосмотра не наблюдал.

Конкуренция во вред?

Будем надеяться, что картина сохранит свой вид и ближе к привычным срокам массового прохождения процедуры техосмотра. Но все-таки, почему иметь в Костане 8 пунктов технической диагностики оказалось хуже, чем оставить для этих целей всего один? Ведь там в свое время закупили дорогостоящее оборудование, которого сегодня у дорожной полиции пока нет.

- Оборудования, конечно, было больше, - подтверждает Шенгоф, - но оно там почти не использовалось. Между пунктами возникла конкуренция и чтобы привлечь к себе больше клиентов, там стали упрощать проверку.

Кстати, и в те времена очереди чаще всего скапливались в дорожной полиции, куда водители после получения диагностической карты должны были обратиться, чтобы проверить документы и сверить номера. Только после этого можно было получить талон о прохождении ежегодного технического осмотра. Сейчас все делается в одном месте: и диагностика, и проверка документов, и выдача талона. Бесплатно, если не считать 245 тенге, которые вносятся в кассу ТОО "Дан" за работу операторов.

Довод о том, что конкуренция между частными пунктами диагностики привела к такому плачевному результату выглядит вроде бы убедительно. Правда, есть одно обстоятельство, заставляющее в такой оценке усомниться. А не потому ли упрощалась эта процедура, что в случае ДТП из-за технической неисправности авто люди, проводившие ежегодный осмотр, за это никакой ответственности не несут? Да и какая ответственность, если по данным дорожной полиции Костаная за 2006 год только в одном ДТП одной из причин называли неисправность тормозов.  Но после всех проверок был вынесен вердикт: водитель "лопухнулся".

А проверять-то нечем

Конечно, автомашина - это такое устройство, в котором в любой момент может произойти поломка. Независимо от того, насколько качественно и ответственно проводился ежегодный техосмотр. Но если бы кто-то вел статистику поломок, которые не связаны с ДТП, там наверняка бы эта связь обнаружилась. Однако кандидат наук Зеленин видит потери от ухудшения качества технической диагностики и в другом. Например, стандарты этой процедуры предписывают обязательную проверку отработанных автомобилем газов на токсичность. В последнее время в Костанае почти не осталось газоанализаторов, и поэтому такого рода проверку просто не проводят. А ведь неотрегулированный двигатель делает автомобиль экологически небезопасным.

У перекрестков городских улиц - скопление автомобилей, выхлопная труба которых чадит сизым дымом. Как тут не пожалеть обитателей близлежащих домов. Местные экологи зимой делали анализ придорожного снега на предмет наличия в нем тяжелых металлов и обнаружили, что их концентрация там превышает предельно допустимую норму.

Называет Валерий Зеленин еще две системы, которые обязательно нужно проверять при техосмотре: работу двигателя и ходовую часть. Неполадки в последней обязательно приведут к заносу автомобиля при торможении. Наверняка и приводят. Вот только в таких деталях никто не разбирается, в любом случае будет виноват водитель.

Можно ли надеяться, что теперь инспектор дорожной полиции во время техосмотра все это сможет вовремя заметить? В отсутствие необходимого оборудования и соответствующего опыта обслуживания автомобилей - маловероятно. Многие водители в этом сильно сомневаются. И тогда у них невольно возникает вопрос:

А нужен ли такой техосмотр?

Чтобы ответить, нужно вспомнить недавнее прошлое.

- Когда-то для проведения техосмотра мне достаточно было взять портфель и ехать в гаражные кооперативы, - рассказывает начальник отделения дорожной полиции Виктор Шенгоф. - Тогда никакого оборудования не требовалось и отношение водителей к осмотру было другое. Более ответственное.

Правда, то были иные времена. Сегодня хотя техника и стала гораздо сложнее, за рулем можно увидеть далеко не профессионалов.

- Есть шоферы - люди, умеющие и любящие обращаться с автомобилями, и есть водители - те, кто научился только ими управлять, - продолжает Шенгоф. - Сейчас шоферов стало меньше, а водителей - больше. Во время ночных рейдов мы видим, что примерно у 5% автомобилей неисправны световые приборы. Неужели так трудно заменить перегоревшую лампу? Но люди сели и поехали, больше их ничего не волнует.

Кстати, замечено, что именно эта категория чаще остальных ставит вопрос о том, нужен ли вообще ежегодный техосмотр. В этом уверен, например, заместитель директора автошколы "Спецавтосервис" Александр ФРОЛОВ. Он бывший авиатор, и у него особое отношение к исправности техники. Тем не менее, он тоже не очень удовлетворен тем уровнем техосмотра, до которого мы опустились в последнее время.

Тогда, может быть, вернуться к прошлому?

Сам Зеленин когда-то жил в Челябинске и до сих пор вспоминает, каким экзаменом для него и его тогдашнего "Москвича" оборачивалась эта процедура. Мало того, что инспектор ГАИ и механик досконально проверяли все системы, так еще потом всех собирали в зале, где им читали лекцию о типичных нарушениях правил дорожного движения и авариях. Потом еще и показывали на эту тему фильм. Было напряжно, но зато, уверен специалист, ему привили хорошие манеры в обращении со своим авто. До сих пор, прежде, чем поехать на проверку в дорожную полицию, он сам внимательно осматривает свою машину. Вот и в этот раз заменил масло в картере двигателя, проверил рулевое и тормоза в движении. Зато и встреча с инспектором прошла быстро и без нервотрепки.

Можно представить, как сейчас вздрогнули водители при одной мысли о возможности внедрения в нашу действительность опыта прошлых лет. Но вряд ли такой возврат возможен. Мировой опыт предлагает  массу моделей проведения процедуры, аналогичной нашему техосмотру. В некоторых странах достаточной оказалась проверка, которую делает страховая компания. Правда, при нашей культуре страхования есть опасность, что увеличатся проблемы в отношениях страховых компаний со своими клиентами, а машины исправнее от этого не станут.

В экономически развитых странах широко практикуется сервисное обслуживание автомобилей. Оно заключается в том, что владелец транспорта заключает договор с сервисным центром, по которому тот через определенный пробег автомобиля выполняет на нем соответствующие операции по техническому обслуживанию. Тогда же делает и диагностику. Результаты проведенных работ отражаются в сервисных книжках. Валерий Зеленин считает, что это вполне приемлемый вариант для Казахстана. Дает прекрасную возможность раз в год показывать сервисную книжку в дорожной полиции и  не обременять  бюджет расходами на специальное диагностическое оборудование. Полиция оставляет за собой только функции контроля за регулярным прохождением диагностики.

Более скептические автовладельцы на заграничный опыт только рукой машут. Мол, у нас любая запись в любой книжке будет запросто покупаться. Не исключено. Действительно, многие автовладельцы просто платят тому, кто  делает техосмотр. Если эти книжки заводить специально для техосмотра, а не поддержания своего автомобиля в постоянно исправном техническом состоянии.

Наверное, в природе автомобилизма есть и другие варианты. Однако мы можем их тоже критически торпедировать. До тех пор, пока техническая исправность автомобиля, которым мы управляем, станет главной не для дорожной полиции, а для нас самих.