«Зебра» осталась в «заповедниках»
Евгений ШИБАРШИН
Почему в Костанае плохо с дорожной разметкой?
Горизонтальная разметка проезжей части городских улиц устанавливает определенные режимы и порядок движения транспорта - так гласят Правила дорожного движения. «НГ» решили проверить, как этот способ упорядочивания автомобильного потока используется в Костанае.
Никто ничего не предписывает
Весь город, конечно, не объедешь, поэтому решили посмотреть улицы с наибольшей интенсивностью дорожного движения. Начали с Майлина (у магазина «Экспресс»), где расположена наша редакция. Нужно было выехать со двора и повернуть налево, чтобы двигаться в сторону Дощанова.
Не тут-то было. Машины шли сплошным потоком, к тому же и слева, и справа на улице кто-то пристроил свои автомобили на стоянку, закрыв нашему водителю обзор. Для обеспечения просмотра нам пришлось выдвинуться на первую полосу, к явному неудовольствию проезжающих мимо нас водителей.
Как потом рассказали в дорожной полиции, аналогичные ситуации возникают и при выезде с некоторых дворовых территорий на улицу Баймагамбетова. Там дорожной разметкой предписывают водителю поворот только направо, в сторону ближайшего перекрестка, где без проблем можно развернуться и ехать в противоположную сторону.
В нашем случае никто никому ничего не предписывал. Там вообще никакой дорожной разметки не было. Не оказалось ее и на улице Дощанова. А зря. Например, у Т-образного перекрестка с улицей Мауленова пришлось наблюдать картину, как под красным светом светофора автомобили выстроились в три ряда (вместо положенных двух). Да что там говорить - с Мауленова делают левый поворот на Дощанова с первой полосы движения (что запрещено), но попробуй докажи, что он ехал не по второй полосе, а по первой. Разметки ведь нет.
Не обозначен там и пешеходный переход возле АЗС. Знак есть, но там в 4 ряда идут машины, здесь же 2 въезда с противоположных сторон (с дворовой территории и от АЗС), поэтому его водители могут не увидеть.
С пешеходными переходами отдельная история. Вне перекрестков их в Костанае сейчас сделали много, и местные водители к ним уже привыкли. Чего не скажешь о приезжих. Отсутствие на дороге «зебры» в таких случаях создает большие проблемы. На той же улице Мауленова возле автобусной остановки «Хлебозавод» знак расположен так высоко, что не каждый водитель его может заметить, а разметки на дороге нет. Не увидели мы ее и на нерегулируемом перекрестке Алтынсарина - Толстого, возле входа в городской сквер. Там улица бульварного типа, поэтому два пешеходных перехода. Соответствующие дорожные знаки есть, но они установлены на Алтынсарина, и водители, выезжающие на эту улицу с Толстого, их могут не увидеть. Тут бы наличие «зебры» и помогло. Тем более, что пешеходы там пересекают улицу постоянно.
Проехали мы и по другим микрорайонам областного центра. Картина удручающая. Если не брать в расчет улицы, где недавно провели реконструкцию, то ее еще можно увидеть лишь в «заповедных» местах: вблизи городского и областного акиматов, и на улицах, по которым обычно возят высоких гостей.
«Должна быть восстановлена»
Может, и не нужно тратить бюджетные деньги на такие «излишества»? Некоторым водителям нравится. Разворачивайся, говорят, где хочешь.
Инспектор управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО подтвердил, что в таких случаях водители после оценки ситуации на этом участке дороги, действительно, имеют право развернуться и продолжить движение по полосе противоположного направления.
- Но чтобы правильно оценить ситуацию, нужно обладать достаточным опытом вождения, - добавил инспектор. - Если его нет, при развороте, когда по встречной полосе идут автомобили, трудно рассчитать время их проезда. Именно водители с небольшим опытом у нас и являются участниками многих ДТП.
Он добавил, что в дежурную часть УДП часто обращаются водители с просьбой навести порядок с дорожной разметкой, есть такие предложения и на сайте ДВД. Полицейские в таких случаях посылают местным исполнительным органам власти соответствующее предписание. Они в таких случаях опираются на положение в разделе 2 «Дорожный надзор» Сборника правовых нормативных актов, регулирующих безопасность дорожного движения. Там предписывается, что «дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади для продольной разметки измерения участка, протяженностью 50 м составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25%, нанесенных термопластическими материалами».
Но дорожная полиция не может принудить местную власть устранять отмеченные недостатки на средства, превышающие запланированные на текущий год. В Костанае деньги на эти цели заложены в Программе обеспечения функционирования автомобильных дорог. В 2011 году их было запланировано 7 млн тенге, такая же цифра записана и на 2012-й. Достаточно ли? С этим вопросом «НГ» обратилась к директору Костанайского областного филиала РГП «Казахавтодор» Серику КАРАБЕКОВУ. Это госпредприятие хотя и призвано выполнять работы только на дорогах областного и республиканского значения, но решило принять участие в конкурсе по выполнению госзаказа, связанного с нанесением дорожной разметки в Костанае, и выиграло его.
- Мы получили госзаказ объемом в 6 692 560 тенге, - сказал руководитель филиала «Казахавтодора». - На эти средства нужно нанести покрытие на площади 9 044 кв. м. Если говорить о потребности города, но по нашим приблизительным подсчетам запланированные нами работы составляют лишь одну четвертую часть от необходимого.
Помимо этих денег, средства заложены в программе по реконструкции улиц. Именно по этой статье пошли расходы на разметку недавно отремонтированных улиц Бородина, Амангельды и др. Она-то сегодня и видна лучше, чем на остальных. Эту работу выполняли специалисты ТОО «Ван» и ТОО «Тазалык - 2000».
Добавили, но мало
Раз уж в бюджете не хватает средств, то, может быть, их нужно использовать более рационально? Использовать более долговечную краску, например.
Начальник отдела эксплуатации и организации дорожного движения филиала РГП «Казахавтодор» Игорь ЧУДИКОВ рассказал, что они применяют краску, которую изготавливают в Казахстане. По документам, представляемым заводом-изготовителем, она соответствует техническим требованиям, установленным соответствующим стандартом. А значит должна служить исправно, не менее 3 месяцев.
С мая 2012 года предприятие нанесло дорожное покрытие на отдельных участках 11 улиц (Абая, Карбышева, Аль-Фараби, Воинов-интернационалистов и др.), и это и есть те самые места, где краска еще сохранилась. Тем не менее по оценке специалистов «Казахавтодора», ее реальное качество желает лучшего. Не лучше в этом смысле и краска российских и белорусских производителей. Хороший продукт выпускают в Германии, но он гораздо дороже. Да и надо ли в наших условиях, когда дороги часто ремонтируются, тратиться на дорогостоящую краску? Во всяком случае, дорожники считают, что это нерационально. Как и применение более стойких термопластических материалов, которые тоже не дешевые.
Может быть, не соблюдается технология нанесения краски по причине того, что некоторые ушлые спецы ее мешают с «ослиной мочой»? Игорь Чудиков сказал, что это исключено - они используют современную машину, в которой соблюдение технологии находится под компьютерным контролем.
Получается так, что в сочетании той суммы денег, которая планируется бюджетом с техническими нормами срока службы краски, большинство улиц Костаная так и останутся без покрытия? Им останется только ждать срока их реконструкции? Ведь если руководствоваться выше названными оценками дорожников, то в бюджете Костаная на эти цели в год нужно предусматривать, как минимум 28 млн тенге.
Накануне выхода очередного номера «НГ» состоялась сессия Костанайского городского маслихата, на которой принято решение добавить на эти цели еще 7 млн тенге. Такая возможность возникла после того, как недавно из областного бюджета городам и районам выделили дополнительные трансферты. Но на основе разовых «вливаний» эту проблему не решишь. Тут нужен другой подход.
Какой именно? А что, если взять краску, которую регулярно выделяют на покрытие дороги от областного акимата до резиденции глав государства, да использовать ее на обозначение всех пешеходных переходов? Или, например, не тратить ее на улицу Гашека и дорогу на дизельный завод, которые, по неофициальной информации, готовили к приезду высокого начальства? Тогда у людей, принимающих ответственные решения, невольно возникнет недоуменный вопрос: а почему, дескать, в некоторых местах нашего государства так плохо обстоят дела с дорожной разметкой?
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера