Очередная утопия

«Общество Всеобщего Труда» якобы должно стать альтернативой идеологии потребления»

Евгений ШИБАРШИН

Директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей ВЛАСОВ назвал выступление Нурсултана НАЗАРБАЕВА на индустриальном форуме «главной политической сенсацией лета 2012 года в Казахстане». Свой вывод российский политолог дополнил заявлением:

- Вместо ожидаемого завершения очередного этапа кадровых перестановок президент Казахстана вступил на зыбкую почву дискуссии о «новой идеологии».

Темой, которая «может быть расценена как новаторская», Власов назвал предложение казахстанского лидера строить «Общество Всеобщего Труда». Оно должно стать альтернативой идеологии потребления, которая, по словам Назарбаева, «породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира, стала одной из главных причин глобального кризиса». Где тут новаторство, сказать сложно. Президент РК ничего конкретного о предлагаемом им обществе не сказал.

- В конечном счете, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами, - заявил Назарбаев. - Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей социальной политики.

Это все банальности, для познания которых не требуется 20-ти лет бессменного руководства государством. Но словосочетание «общество всеобщего труда» действительно привлекательно и в качестве пропагандистского клише на чье-то сознание очень даже может подействовать.

Уже действует. Один из комментаторов даже назвал партию, которая эту идею может реализовать - «Народные коммунисты». Он считает, что Назарбаев решил перейти от государственного капитализма к «социализму с казахстанским лицом». И на кого ему опираться, если не на КНПК? Правда, упустил из виду слова лидера Казахстана, произнесенные в упомянутом выступлении:

- Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом.

Утопии, как идеи, действительно остались в прошлом. Чего не скажешь о двух общественно-политических системах, реально существовавших в 20 веке. Можно называть их капиталистическими и социалистическими, можно как-то по-другому. Важно понять, что это были не утопии, а реальные системы, которые, влияя друг на друга, динамично развивались.

Однако, как все сущее в этом мире, они имеют свое начало и свой конец. Новое обязательно возникает через кризис. Очевидно, конец 20 и начало 21 веков - как раз и есть тот период, когда должны произойти глобальные изменения в общественном устройстве. Если мы продолжаем практику искусственного перекраивания общественной системы, то должны знать, что именно нам нужно переделывать. Сегодня заявить о необходимости торжества «всеобщего труда», сводя причины мирового кризиса к порочности идеологии потребления, также утопично, как и планы вырастить людей, способных бескорыстно служить обществу, на основе уравнительной платы за труд.

Нужны серьезные исследования современного общества. К сожалению, их не было ни в начале 90-х годов, когда пошли на шоковые методы реформирования, нет их и сейчас. Есть лишь славословие в адрес главного реформатора, который сегодня фактически демонстрирует свою разочарованность в прежних методах.