Искра пропала
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Как часто нужно менять свечи зажигания в бензиновых двигателях и чем руководствоваться, выбирая их в магазине? На эти вопросы отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Свечи зажигания – очень важная деталь в двигателях, работающих на бензиновом или газовом топливе. Сбои в них не только приводят к повышенному расходу топлива и потери мощности, но могут привести и к поломке двигателя. Что касается их своевременного обновления, то здесь нужно руководствоваться инструкцией по эксплуатации данной марки автомобиля.
Но дело в том, что свечи могут выйти из строя и раньше определенного им ресурса из-за плохого качества топлива или некоторых особенностей эксплуатации. Например, из-за частого попадания в автомобильные пробки двигатель долго работает на холостом ходу, тогда электроды свечей начинают быстро «обрастать» смолами.
Бывает и другой вариант: сейчас промышленность выпускает свечи, конструкция которых позволяет увеличить их ресурс в несколько раз по сравнению со стандартными. Допустим, вы купили подержанный автомобиль, на котором прежний владелец установил именно такие свечи. Стоит ли спешить с их заменой? За основу советую взять рекомендации инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Если свечи дали о себе знать раньше срока, нужно их вывернуть и посмотреть состояние. Возможно, электроды еще можно очистить от нагара. Если срок эксплуатации истек, определите марку свечей и проконсультируйтесь со специалистами о возможности их дальнейшего использования. В случае, когда их конструкция не предусматривает более длительный срок службы, свечи нужно менять. Причем не по одной, а сразу весь комплект. Это аксиома.
Что касается выбора, то сейчас он богат. Можно попробовать установить более современные конструкции. Но они, разумеется, и дороже. В любом случае главным параметром, которым нужно руководствоваться, служит калильное число свечи. Оно характеризует теплопроводные свойства свечи, которые и определяют срок ее службы. На машинах советского производства устанавливали так называемые холодные свечи, которые имели высокое калильное число – 10, 14 и даже 23 (на «Запорожце»). На зарубежных марках были «горячие» свечи с калильным числом 5 и 6. Сейчас выпускают более эластичные свечи, в которых этот параметр колеблется между 6 и 7. Если «холодные» свечи использовать в автомобилях, которые часто простаивают в «пробках», то они, не имея достаточной степени теплопроводности, перегреваются. В результате повышается вероятность детонации двигателя. Как известно, такого рода нагрузка разрушает мотор. Однако такие свечи очень эффективно работают во время дальних перевозок. Если вы постоянно используете в поездках по городу «горячие» свечи, но собрались путешествовать на автомобиле, то можно поставить «холодные». Двигатель будет тянуть лучше и расход бензина можно уменьшить.
Обратите внимание на то, что свечи для двигателя, работающего на газе, должны иметь специальную конструкцию. Иначе будет пережог газа и ожидаемого экономического эффекта от перехода на более дешевое топливо вы можете не получить.
По ценам сейчас выделяют три группы свечей. Самые дорогие – Bosch, Deso и NGK. К среднему ценовому сектору относят продукцию Campion и BERU. Они изготовлены по самым современным технологиям. Что касается дешевых, то это свечи чешской компании Brisk Tabor, которые исторически ориентировались на потребности рынка Восточной Европы. К этому же сектору относят свечи, завозимые из Китая и производимые в России.
Материалы номера