Минсельхоз предлагает радикальные изменения, которые коснутся большинства предпринимателей в АПК

Министр, который всем — от акима до главы КХ — задает массу специальных вопросов, - не часто встречающееся явление в Казахстане

Галина КАТКОВА

Костанайская область стала первым регионом, где министр сельского хозяйства презентовал новую программу развития аграрно-промышленного комплекса до 2020 года.

Асылжан Мамытбеков сделал это 15 июня на совещании с участием акимов городов и районов, начальников отделов сельского хозяйства, предпринимателей. Несмотря на обычный совещательный формат, по сути это был весьма нестандартный форум. С одной стороны Мамытбекову в лицо сказали, что масса специалистов минсельхоза не смыслят в проблемах отрасли. С другой - выступление самого министра дважды прерывали искренними аплодисментами.

Деньги банков - в отрасль

- У меня нет специально написанного доклада, - сказал министр. - Я попробую максимально доступно рассказать о самом главном в программе. Нельзя сказать, что сельское хозяйство пребывает в стагнации, не развивается. Если вспомнить, что было 20 лет назад и есть сейчас - периоды отличаются, как небо и земля. Но в то же время в отрасли далеко не все радужно. А Казахстан вошел в Таможенный союз, будет частью Единого экономического пространства... То есть вопросы конкурентоспособности АПК становятся все более значимыми.

В связи с этим Минсельхоз РК обосновал ряд системных изменений в отрасли. Они сгруппированы в 10 блоков и представляют собой проект программы. Первым пунктом в нем идет финансовое оздоровление предприятий. Так как, по словам министра, многие товаропроизводители сегодня перекредитованы: брали дорогие активы, например, на приобретение техники, потом в связи с кризисом банки сократили сроки погашения кредитов либо изменили их стоимость. В итоге комбайн еще не окупил себя, не стал давать прибыль, с которой можно было бы гасить долги, но деньги нужно возвращать во что бы то ни стало. Предприниматели снова обращаются к займам. В итоге они заняты не развитием, а выживанием.

Причем, подчеркнул министр, речь идет, как правило, о средних хозяйствах с хорошим потенциалом, которые реально хотели развиваться. Мелкие, которые довольствовались «Нивами», до сих пор за них держатся и высоких целей перед собой не ставят. А вот тем, кто реально может и хочет двигаться вперед, есть смысл помочь.

- За красивые глаза мы деньги не предлагаем, мы предлагаем путь фондирования банков (в том числе из Фонда национального благосостояния - «НГ»), которые сами пусть решают, какое из предприятий еще не перешло последнюю черту и кому есть смысл реструктуризировать задолженности, - сказал Мамытбеков. - По данным Нацбанка РК, портфель просроченных кредитов в сельском хозяйстве составляет сейчас около 211 млрд тенге. Тех же, кого уже не спасут дешевые кредиты, надо банкротить. Но мы предлагаем внести в Закон о банкротстве изменения - чтобы такие хозяйства банкротились как единый имущественный комплекс. А не на условиях, когда земля отходит в одни руки, технику разбирают другие.

Министерство предлагает также изменения в финансирование АПК. Сегодня оно характеризуется, с одной стороны, малой доступностью банковских средств для сельского бизнеса, с другой - неспособностью всех структур холдинга «КазАгро» удовлетворить потребности отрасли. Годовая потребность только в оборотных средствах составляет около полутриллиона тенге, а «КазАгро» из бюджета получает 80 млрд. То есть, заключил Мамытбеков, одним государственным финансированием не обойтись, а у банков деньги есть, но они дорогие. Один из выходов - субсидирование процентной ставки по кредитам. Причем кредиты на пополнение оборотных средств подразумевают один размер субсидирования, например, 6%, а если кредит берется на инвестиционные цели, то 10%. Это только одно из предложений Минсельхоза.

Против недостаточности залогов, недоступности кредитов министерство предлагает такие «лекарства», как страхование кредитов и гарантирование. Нынешние правила, утвержденные Нацбанком, а ранее АФН, дают банкам возможность кредитовать без залогов, если кредит застрахован агентством, имеющим определенный рейтинг.

- Таких у нас 8, - рассказывал министр. - По данным Ассоциации финансистов, будет еще 7-8. Стоимость страховых премий 10-15%. Проблема состоит в том, что эту премию надо платить разом. Сейчас страхование невыгодно, им в АПК никто не пользуется. Мы предлагаем субсидировать страховые премии, чтобы, например 80% от ее размера взяло на себя государство. И фермеру это подходит, и банкам, для которых государство таким образом снижает высокую рискованность проектов. Но 30% банк должен выдавать без страховки. За эти деньги фермер все-таки должен ответить сам.
По мнению Мамытбекова, комплекс мер, предложенных министерством, позволит огромным деньгам частного финансового рынка идти в отрасль, а не обескровливать ее. Ведь за последние 5 лет объем ссудного портфеля банков в сельском хозяйстве не вырос. Сельхозпредприятия за 10 лет отдали БВУ денег в виде процентов в 1,5 раза больше, чем взяли кредитов. Эти средства направляются в другие отрасли. То есть банкам деньги возвращены, но в сельское хозяйство они больше не идут.

Кроме того, подчеркнул министр, в сельском хозяйстве вообще не работает целый ряд финансовых инструментов, вроде фьючерсов, опционов, которыми очень активно пользуются фермеры других стран.

Не делать ничего - дешево

Целый пакет предложений касается земельных отношений и налогообложения. Сегодня, считают в министерстве, слишком много земель используется не по целевому назначению, неэффективно. Люди экономят на удобрениях, участки засорены. Причина в том, что содержание пустошей абсолютно необременительно для их хозяев.

- Сегодня налоговая нагрузка на гектар в работающем предприятии примерно 1000 тенге. Туда входят все налоги: НДС, корпоративный подоходный налог и так далее, - сказал министр, - так вот, в этой 1000 тенге доля земельного налога менее 1%, примерно 7 тенге. Если предприятие не работает, то все остальные налоги отсутствуют. Земля не используется, а человек платит лишь земельный налог - всего 7 тыс. тенге с 1000 га. И его никто не теребит. Механизм изъятия участка за нецелевое использование громоздок и неэффективен. Это основная экономическая причина держать землю пустующей. Что нами предлагается? Не увеличивая общей налоговой нагрузки - за счет льгот по другим налогам - в названной 1000 тенге увеличить долю земельного налога. Для работающих предприятий ситуация не изменится, а для тех, кто с землей не работает, это станет стоить куда дороже. Вынудит предпринимателя либо самого начать работать, либо искать себе партнера, инвестора, либо вернуть землю государству.

Минсельхоз намерен также повысить эффективность мер господдержки. Например, ввести их регионализацию. Неправильно, когда государство одинаково поддерживает возделывание, скажем, пшеницы в Костанайской области и в совершенно других климатических условиях ЮКО.

- Это дает неверные сигналы бизнесу, - считает министр. - Ведь субсидирование - это стимул к занятию чем-либо. Мы практически говорим: занимайся пшеницей в Шымкенте, а государство в этом рискованном и малоэффективном деле тебя деньгами поддержит. Это дезориентирует предпринимателя.

«Возврат к советской системе»

Именно на теме возврата государства в ветеринарию Мамытбеков и сорвал аплодисменты костанайских предпринимателей.

Я общаюсь с бизнесменами, и мне говорят, что не хотят вкладывать в животноводство потому, что боятся за сохранность скота. Отсюда - сдерживание инвестиций, проблемы с экспортом. В 2007-2008 году мы перешли на частную ветеринарию. Решили, что у нас куча желающих в рамках госзаказа оказывать эти услуги. Но не учли, что 85% скота находится в личных подворьях, хозяевам которых не по силам нанимать частных ветеринаров. Второе, за качеством работы большого количества частников никакой лицензиар не уследит. Нет гарантий, что он провакцинирует весь скот в округе, забор крови проведет реально у каждого животного, а не разольет из общего ведра по пробиркам... Частник сегодня получил заказ здесь, а завтра - в другом сельском округе. Он никак не отвечает за эпизоотическую обстановку... У нас другого выхода нет, как восстанавливать старую советскую систему, чтобы государственная ветслужба присутствовала в каждом сельском округе.

Минсельхоз, кстати, уже поменял систему диагностики ряда опасных болезней животных методом иммуно-ферментного анализа, который не только дает большие погрешности, но и отменяет вакцинацию животных. В итоге через 8 лет с начала массового внедрения ИФА Казахстан поставлен на грань эпидемии бруцеллеза. Принято решение об отказе от применения методов ИФА и возврате к классической системе диагностики и вакцинации животных,

Сейчас у проекта программы - фаза активного обсуждения. Это делается в рабочих группах, в которые входят сотрудники министерства, представители бизнес-ассоциаций, коммерческих компаний. Еженедельно у вице-премьера правительства проходят совещания по каждому блоку программы.

- Мы еще будем проводить подобные костанайскому региональные совещания, - сказал Мамытбеков. - В ближайшее время разместим проект программы на сайте министерства сельского хозяйства. Будем ждать мнений, откликов. Нам они важны. Надеемся, что до конца года программа будет принята.