Все посоветовались, а он решил
Михаил ГРИШКОВ
Но как ни переписывай Конституцию, как ни крути сроками, как ни проводи реформы, а все равно рано или поздно ему придется уступить президентское кресло другому. Поскольку сама логика республиканской реформы правления диктует неизбежность его отстранения. Поэтому он постоянно находится перед дилеммой: либо наплевать на республиканские принципы и держаться за власть до последнего вздоха и тогда лишиться славы первого президента, либо уйти, как предписано Основным законом, но тогда наверняка всплывет весь негатив теневой стороны его правления. Вот этого он больше всего и боится.
Был, правда, еще один вариант: передать власть надежному преемнику. Но, как оказалось, таковых в его окружении сложно найти. Кому доверить свою благополучную старость? Одни с головой не дружат, другие - себе на уме. Очень большой риск. Не исключено, что именно в этих тягостных раздумьях о том, как жить дальше, рождались разные идеи как остаться во власти и демократию сохранить. Даже вспомнили про Великобританию с ее наследственной королевской властью. Кто скажет, что там нет демократии? Чем не пример для подражания? Многие еще помнят про нашумевшую статью старшего зятя президента Рахата Алиева «Республикостан или Казахстанский султанат». Тогда обществу подбрасывали идею монархии и смотрели, как мы будем реагировать на эту наживку. И в зависимости от нашей реакции принимались бы оргвыводы.
Давайте немного пофантазируем, что мы имели бы, если б тогда партия «Нур Отан» с Ассамблеей народа Казахстана предложили провозгласить Назарбаева монархом с правом престолонаследования, что тут же был бы проведен референдум, на котором, как правило, не менее 91% казахстанцев высказались бы «за». Не исключалось, что могли бы обойтись и без референдума, а ограничиться тем, что услужливый Парламент в экстренном порядке поменял бы нужные статьи Конституции.
Известно, что на Востоке принято почитать не только монарха, но и его ближайших родственников. Не случайно же на последней встрече с казахстанскими предпринимателями Назарбаев сказал: «Почему Абрамович может, а мы не можем сказать, сколько у нас средств? Нам необходимо прививать уважение к частной собственности и к зажиточным людям». Иными словами, он призывает нас, чтобы мы за богатство уважали Даригу Назарбаеву, ее мужа Рахата Алиева (который обвиняется сегодня в различных уголовных преступлениях), Алию Назарбаеву, ее мужа, уже известных миллиардеров Тимура и Динару Кулибаевых, братьев и сестер Назарбаева, даже снох и сватов, которые не создали ничего своим трудом, а просто от своего папы получили государственную собственность: месторождения, заводы, фабрики, земли, банки, телевидение и т.д. Прививать уважение к тем, кто получил это богатство преступным путем, не получается. Это еще одна головная боль для Назарбаева.
Итак, наша фантазия «нуротановцами» воплощена как реальная действительность. На очередном заседании Парламента приняты поправки, предложенные президентом Назарбаевым. Хотя принятие Конституции и все изменеия в нее это прерогатива референдума. Такая конституционная норма существует во всех нормальных странах, но не в Казахстане. У нас все происходит по известному принципу мы тут посоветовались, и я решил, а послушный Парламент законодательно закрепил Назарбаеву многократно избираться на пост главы государства. Он остается во власти, и демократию сохранили.
По новой Конституции, президент одновременно является и руководителем партии «Нур Отан». Наделен полномочиями распускать Парламент в любое время без каких-либо на то причин. Значительно увеличилась роль Сената. Теперь Сенат будет работать даже в случае роспуска Мажилиса и таким образом становится обладателем «контрольного пакета» Парламента. Глава правительства все же назначается президентом. Если президент возьмет и не назначит премьером того, кого предложат депутаты, Конституция выхода из этой ситуации не предусматривает. О других изменениях, внесенных в Конституцию, на мой взгляд, и говорить не приходится. Они совершенно ничего не меняют. Поскольку от этого больше демократии не стало, как и не произошло ослабления президентской власти.
И, главное, президент в своем выступлении в Парламенте ничего так и не сказал о гражданском обществе, избирательных правах, мирных собраниях и шествиях, механизмах соблюдения и защиты конституционных прав и свобод. Хотя казахстанцы на это очень рассчитывали.
Материалы номера