Зачем «поставили на счетчик»?
Галина КАТКОВА
Машины такси в Костанае оснащены приборами, которые никто не включает
Иногда не беззаконие, а именно попытки исполнить требования закона приобретают у нас самые причудливые формы. Пример тому — государственное регулирование деятельности такого пассажирского транспорта, как такси.
В Костанае городской акимат в конце апреля известил через прессу предпринимателей о том, что проводит «второй этап мероприятий по заключению с перевозчиками договоров о перевозке пассажиров и багажа такси». По условиям этих договоров перевозчики должны соответствовать целому ряду требований. Одно из них — иметь автомобили, оснащенные таксометрами. Это в соответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа.
Почему «НГ», которая много пишет о проблемах бизнеса, заинтересовалась именно этим пунктом? Потому что несколько лет назад казахстанские владельцы фирм такси даже предприняли попытку объединиться в борьбе против установки счетчиков, говорили, что они совершенно не нужны, только лишние расходы. А чиновники, вплоть до сотрудников министерства транспорта и коммуникаций, в ответ разъясняли, что Правила приняты для того, чтобы сделать услугу максимально цивилизованной. То есть, в первую очередь, - в интересах пассажиров... После такого противостояния интересно проследить, чем у обеих сторон сердце успокоилось.
Журналисты тоже ездят на такси, и, как все пассажиры, например, в Костанае знают, что счетчики в машинах есть, но их никто не включает. Поэтому мы направили запрос в ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Костаная». Решили уточнить буквально следующее: «Будут ли заключаться договоры с фирмами, чьи автомобили не оснащены таксометрами? Сегодня в части машин счетчики установлены, но они отключены, кто будет контролировать, используются таксометры или нет?»
Нам ответили быстро и четко. Нет таксометров — нет договоров, а «осуществление контроля за использованием таксометров в автомобилях такси относится к компетенции межрегиональной инспекции транспортного контроля...». Это при том, что именно акимат, извещая об условиях заключения договора с перевозчиками, оговаривает: «Размер оплаты за проезд в такси определять согласно показаниям таксометра...».
Мы все-таки прояснили и границы компетенции в транспортной инспекции. Там ответили, что в соответствии с пунктом 29 уже упомянутых Правил перевозки в ходе контроля сотрудник инспекции обязан зафиксировать само наличие счетчика в машине, то, исправен ли он, поверен ли и опломбирован. Все. А включает его водитель, не включает - не к инспекции вопрос.
Что в сухом остатке? Есть закон «Об автотранспорте», есть Правила перевозки пассажиров... И вот, чтобы формально соответствовать лишь букве этих документов, люди купили и установили счетчики. Кстати, их сегодня имеют все фирмы, которые претендуют на заключение договора с акиматом. Те, которые не претендуют, но тем не менее работают, вообще не заморачиваются на эту тему.
Предприниматели, чьи машины колесят с бездействующими таксометрами, дают вполне серьезное обоснование такому положению вещей: закон, говорят, обязывает оснащать автомобили счетчиками, но не обязывает их использовать.
Абсурднее ситуацию еще надо поискать.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера