Переменная облачность

«Яндекс.Диск» пока дает только 10 ГБ места, зато все - бесплатно

Светлана ЧИСТЯКОВА, Lenta.ru

В апреле заработали сервисы Google Drive и «Яндекс.Диск»

На смену хранилищам, которые создавали компании-одиночки со штатом в несколько человек, приходят принадлежащие крупным корпорациям «диски», которые по сути являются продолжением других их услуг: почты, онлайн-редактора документов или музыкального магазина.

Большинство «пользовательских» файлохранилищ работают по примерно одной и той же схеме. Они выдают бесплатно ограниченное количество пространства, позволяя при необходимости приобретать дополнительные гигабайты за деньги. Опыт пионеров показал, что этих денег достаточно для окупаемости: например, у запустившегося в 2008 году Dropbox подавляющее большинство пользователей - «бесплатники», что не мешает сервису успешно развиваться по сей день. Тот же Dropbox задействовал удачный способ привлечения новых клиентов: пользователи получали дополнительное пространство за приглашенных друзей («рефералов»).

Сервисы первой волны, например, Box.com и Dropbox, выросшие из студенческих проектов, создавались независимыми разработчиками с мыслью «сейчас мы запустим файлохранилище и заработаем на нем». В 2011 году пошла вторая волна - услуги по хранению данных в «облаке» стали в массовом порядке предлагать компании, уже построившие бизнес на чем-то другом. В числе таких проектов можно отметить принадлежащий Apple iCloud, запущенный интернет-магазином Amazon Cloud Drive, и на гребне волны - сервисы «Яндекс.Диск» и Google Drive.

Новые файлохранилища тоже предоставляют пользователю чуть-чуть пространства «за так» и дают возможность докупить еще. Единственным исключением стал «Яндекс.Диск»: он выдает целых 10 бесплатных ГБ, но пока не разрешает увеличить место за деньги. Очевидно, что Apple, Amazon и прочие не рассчитывают, что хранилище превратится для них в основной источник дохода. Поэтому «облачным» сервисам поручается другая задача - подкреплять собой уже раскрученные продукты и услуги компании.

Apple создала iCloud как замену службе бэкапов MobileMe; на основе iCloud же строится работа музыкального сервиса iTunes Match. Amazon тоже придала своему Cloud Drive музыкальный оттенок - если пользователь покупает в магазине компании альбом любого исполнителя, объем бесплатного пространства возрастает с 5 ГБ до 20 ГБ. Разработчик «Фотошопа» компания Adobe раздает гигабайты места на удаленном сервере пользователям сервиса Creative Cloud. В свою очередь, Microsoft продвигает SkyDrive как средство хранения в «облаке» документов, созданных в MS Office, а Google прочно связала Drive с онлайн-офисом Google Docs, добавив функцию совместной работы над документами. «Яндекс» встроил «Диск» в мобильное почтовое приложение и пообещал впоследствии интегрировать хранилище с другими своими сервисами.

Многообразие файлохранилищ, с одной стороны, играет на руку пользователю - он получает возможность выбрать тот сервис, который максимально соответствует его ожиданиям. Кому-то важно получить как можно больше пространства «за бесплатно» («Яндекс.Диск»), кто-то хочет хранить в «облаке» большие файлы (Google Drive), кого-то привлечет невысокая цена за 100 ГБ места (SkyDrive), кто-то ценит возможность быстро «поделиться» файлом (Dropbox).

Некоторые хранилища предлагают и вовсе экзотические возможности: например, Google Drive умеет искать файлы не только по названиям, но и по содержимому. При этом в расчет принимаются не только текстовые, но и графические документы. Если вы, допустим, поместили в хранилище «скан» газетной статьи, а затем вбили в строку поиска встречающееся в ней слово, Google отыщет файл, применив технологию распознавания текста.

С другой стороны, участие в «параде файлохранилищ» крупных компаний сильно бьет по пресловутой свободе выбора. Веб-версия есть почти у всех хранилищ, но открывать ее на экране смартфона - сомнительное удовольствие. Так что если вы владеете аппаратом на Windows Phone 7, ваш главный вариант - SkyDrive. Не хотите ставить «Яндекс.Почту» на телефон? «Диск» для вас закрыт. Имеете аппарат на Android? Скорее всего Google сделает выбор за вас, прислав вам приложение Drive вместе с очередным обновлением. И ведь придется пользоваться.

Фото vellisa.ru

Характеристики «облачных» сервисов

Название

Год запуска

Объем пространства, бесплатно

Доп. пространство, цена за год

Клиенты для компьютеров

Мобильные приложения

Max размер файла

Другое

Box.com

2005

5 ГБ

25 ГБ - $99

Windows, Mac OS

Android, iOS, BlackBerry

25 МБ - 1 ГБ

Совместная работа с документами

SkyDrive

2007

7 ГБ

20 ГБ - $10,
50 ГБ - $25,
100 ГБ - $50

Windows, Mac OS

WP7, iOS

2 ГБ

Интеграция с MS Office

Dropbox

2008

2 ГБ (до 18 ГБ за рефералов)

50 ГБ - $99,
100 ГБ - $199

Windows, Mac OS, Linux

Android, iOS, BlackBerry

300 МБ при загрузке через браузер; при загрузке через клиент ограничений нет

Общедоступные ссылки на файлы

Amazon Cloud Drive

2011

5 ГБ

20 ГБ - $20,
100 ГБ - $100,
1 ТБ - $1000

нет

нет

2 ГБ

Связь с магазином Amazon

iCloud

2011

5 ГБ

10 ГБ - $20,
20 ГБ - $40,
50 ГБ - $100

Windows, Mac OS

iOS

25 МБ для бесплатных аккаунтов, 250 МБ для платных

iTunes Match

Яндекс.Диск

2012

10 ГБ

нет

Windows, Mac OS

Android, iOS (в "Я.Почте")

3 ГБ

Интеграция с почтой

Google Drive

2012

5 ГБ

25 ГБ - $29,88,
100 ГБ - $59,88,
1 ТБ - $599,88,
16 ТБ - $9600

Windows, Mac OS

Android, iOS

10 ГБ

Интеграция с Google Docs, оптическое распознавание текста, совместная работа с документами