Переменная облачность
Светлана ЧИСТЯКОВА, Lenta.ru
В апреле заработали сервисы Google Drive и «Яндекс.Диск»
На смену хранилищам, которые создавали компании-одиночки со штатом в несколько человек, приходят принадлежащие крупным корпорациям «диски», которые по сути являются продолжением других их услуг: почты, онлайн-редактора документов или музыкального магазина.
Большинство «пользовательских» файлохранилищ работают по примерно одной и той же схеме. Они выдают бесплатно ограниченное количество пространства, позволяя при необходимости приобретать дополнительные гигабайты за деньги. Опыт пионеров показал, что этих денег достаточно для окупаемости: например, у запустившегося в 2008 году Dropbox подавляющее большинство пользователей - «бесплатники», что не мешает сервису успешно развиваться по сей день. Тот же Dropbox задействовал удачный способ привлечения новых клиентов: пользователи получали дополнительное пространство за приглашенных друзей («рефералов»).
Сервисы первой волны, например, Box.com и Dropbox, выросшие из студенческих проектов, создавались независимыми разработчиками с мыслью «сейчас мы запустим файлохранилище и заработаем на нем». В 2011 году пошла вторая волна - услуги по хранению данных в «облаке» стали в массовом порядке предлагать компании, уже построившие бизнес на чем-то другом. В числе таких проектов можно отметить принадлежащий Apple iCloud, запущенный интернет-магазином Amazon Cloud Drive, и на гребне волны - сервисы «Яндекс.Диск» и Google Drive.
Новые файлохранилища тоже предоставляют пользователю чуть-чуть пространства «за так» и дают возможность докупить еще. Единственным исключением стал «Яндекс.Диск»: он выдает целых 10 бесплатных ГБ, но пока не разрешает увеличить место за деньги. Очевидно, что Apple, Amazon и прочие не рассчитывают, что хранилище превратится для них в основной источник дохода. Поэтому «облачным» сервисам поручается другая задача - подкреплять собой уже раскрученные продукты и услуги компании.
Apple создала iCloud как замену службе бэкапов MobileMe; на основе iCloud же строится работа музыкального сервиса iTunes Match. Amazon тоже придала своему Cloud Drive музыкальный оттенок - если пользователь покупает в магазине компании альбом любого исполнителя, объем бесплатного пространства возрастает с 5 ГБ до 20 ГБ. Разработчик «Фотошопа» компания Adobe раздает гигабайты места на удаленном сервере пользователям сервиса Creative Cloud. В свою очередь, Microsoft продвигает SkyDrive как средство хранения в «облаке» документов, созданных в MS Office, а Google прочно связала Drive с онлайн-офисом Google Docs, добавив функцию совместной работы над документами. «Яндекс» встроил «Диск» в мобильное почтовое приложение и пообещал впоследствии интегрировать хранилище с другими своими сервисами.
Многообразие файлохранилищ, с одной стороны, играет на руку пользователю - он получает возможность выбрать тот сервис, который максимально соответствует его ожиданиям. Кому-то важно получить как можно больше пространства «за бесплатно» («Яндекс.Диск»), кто-то хочет хранить в «облаке» большие файлы (Google Drive), кого-то привлечет невысокая цена за 100 ГБ места (SkyDrive), кто-то ценит возможность быстро «поделиться» файлом (Dropbox).
Некоторые хранилища предлагают и вовсе экзотические возможности: например, Google Drive умеет искать файлы не только по названиям, но и по содержимому. При этом в расчет принимаются не только текстовые, но и графические документы. Если вы, допустим, поместили в хранилище «скан» газетной статьи, а затем вбили в строку поиска встречающееся в ней слово, Google отыщет файл, применив технологию распознавания текста.
С другой стороны, участие в «параде файлохранилищ» крупных компаний сильно бьет по пресловутой свободе выбора. Веб-версия есть почти у всех хранилищ, но открывать ее на экране смартфона - сомнительное удовольствие. Так что если вы владеете аппаратом на Windows Phone 7, ваш главный вариант - SkyDrive. Не хотите ставить «Яндекс.Почту» на телефон? «Диск» для вас закрыт. Имеете аппарат на Android? Скорее всего Google сделает выбор за вас, прислав вам приложение Drive вместе с очередным обновлением. И ведь придется пользоваться.
Фото vellisa.ru
Характеристики «облачных» сервисов
Название |
Год запуска |
Объем пространства, бесплатно |
Доп. пространство, цена за год |
Клиенты для компьютеров |
Мобильные приложения |
Max размер файла |
Другое |
Box.com |
2005 |
5 ГБ |
25 ГБ - $99 |
Windows, Mac OS |
Android, iOS, BlackBerry |
25 МБ - 1 ГБ |
Совместная работа с документами |
SkyDrive |
2007 |
7 ГБ |
20 ГБ - $10, |
Windows, Mac OS |
WP7, iOS |
2 ГБ |
Интеграция с MS Office |
Dropbox |
2008 |
2 ГБ (до 18 ГБ за рефералов) |
50 ГБ - $99, |
Windows, Mac OS, Linux |
Android, iOS, BlackBerry |
300 МБ при загрузке через браузер; при загрузке через клиент ограничений нет |
Общедоступные ссылки на файлы |
Amazon Cloud Drive |
2011 |
5 ГБ |
20 ГБ - $20, |
нет |
нет |
2 ГБ |
Связь с магазином Amazon |
iCloud |
2011 |
5 ГБ |
10 ГБ - $20, |
Windows, Mac OS |
iOS |
25 МБ для бесплатных аккаунтов, 250 МБ для платных |
iTunes Match |
Яндекс.Диск |
2012 |
10 ГБ |
нет |
Windows, Mac OS |
Android, iOS (в "Я.Почте") |
3 ГБ |
Интеграция с почтой |
Google Drive |
2012 |
5 ГБ |
25 ГБ - $29,88, |
Windows, Mac OS |
Android, iOS |
10 ГБ |
Интеграция с Google Docs, оптическое распознавание текста, совместная работа с документами |
Материалы номера