Под контролем аксакалов?

«Мир выработал механизмы контроля над властью, и не надо выдумывать особый путь»

Евгений ШИБАРШИН

В поисках основы, способной объединить казахов в нацию, некоторые отечественные интеллектуалы все чаще стали обращать внимание на родоплеменные отношения.

- Фактор родоплеменных социальных связей присутствует в казахском обществе имманентно, то есть присущ ему с самого момента возникновения этнонима «қазақ» и по сей день, - заявил философ Айдар АМРЕБАЕВ в недавнем интервью газете «Мегаполис». - Эти отношения есть плоть и кровь нашего народа, поэтому не считаться с этим фактором нельзя. Во-вторых, необходимо избавиться от мифа, что родоплеменные отношения разделяют казахское общество. Напротив, я согласен с мнением, что казахи не делятся на роды, племена и жузы, а состоят из них, как из молекул и атомов состоят вещества.

Если бы пытливый ум философа Амребаева на этом остановился, то его «имманентную» тягу к Добру в человеческих отношениях можно было бы только приветствовать. Но в том-то и дело, что он еще занимает пост заместителя директора Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана, где возглавляет Центр по изучению казахстанского пути и исторической роли Первого Президента. Если уж «родоплеменные социальные связи», по его мнению, «есть плоть и кровь народа», то куда же деться от поиска их полезного применения в политике.

- Это должны быть общественные структуры в лице авторитетных представителей местного населения, советов старейшин и аксакалов родов и племен, которые держат под общественным контролем деятельность акимов и других чиновников, так сказать, морально поддерживая или порицая «государеву службу» на местах, - заявляет Амребаев. - Они должны быть хранителями позитивных национальных традиций, напоминая власть предержащим о необходимости соблюдения этических традиций, об их социальной ответственности, о том, что чиновники служат народу, от имени и во благо людей, принимая важные для людей решения и разрешая вопросы их повседневной жизни.  

Будто и нет на дворе 21-го века, а Казахстан и не собирается впитать в себя все полезное, что накопило человечество в обустройстве общественной жизни. Неужели выпускника философского факультета МГУ Амребаева так и не научили простой истине, что при всем благородстве желания превратить родоплеменные отношения в «социальный клей» эта затея утопична. Мы живем в эпоху господства экономических отношений, и противоречия, которые объективно существуют между различными социальными слоями, разорвут самый сильный родоплеменной «клей».

Акимы сегодня представляют определенную социальную группу, связанную общностью экономических интересов. Они могут слушать аксакалов. Некоторые, возможно, даже в этом нуждаются. Но кто из старейшин сегодня даст дельный совет о том, как лучше распорядиться местным бюджетом? Это политика. Мир давно уже выработал механизмы общественного контроля над властью, и не надо выдумывать какой-то особый «казахский» путь. Тем более, что около 40% населения в Казахстане - не казахи и понятия не имеют о чьих-то родоплеменных отношениях. Или философ Амребаев от власти их уже отлучил?