Усилена линия защиты предприятий
Галина КАТКОВА
Изменения в законе «О банкротстве» направлены на то, чтобы банкротов было как можно меньше
Изменения вступили в силу во второй половине февраля 2012 года. То есть работают они еще совсем недолго. Но даже за такой короткий срок уже два предприятия в Костанайской области подали заявления на применение к ним ускоренной процедуры реабилитации, которая впервые прописана в законе. О смысле самых важных, существенных для бизнеса изменений в названный закон рассказывает начальник юридического отдела департамента Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ РК по Костанайской области Ирина БАРИЛЬЧЕНКО.
- Ирина Борисовна, если проанализировать все изменения в закон «О банкротстве», можно в общем сказать, ради чего они внесены?
- В мире существуют две концепции законодательства о несостоятельности. Прокредиторская - призванная защитить прежде всего интересы тех, кто давал потенциальному банкроту в долг. Такая концепция действует в Германии, Англии, она лежала и в основе действовавшего до сих пор казахстанского закона.
Продебиторская концепция направлена на защиту интересов субъектов предпринимательства. И внесенные изменения придают действующему сейчас в РК законодательству о банкротстве продебиторский характер, как в США, Франции. Практически все меры и процедуры, внесенные в закон, способствуют финансовому оздоровлению организаций, предприятий, которые испытывают временные затруднения, но конкурентоспособны и могут в перспективе работать рентабельно. Это нужно не только бизнесу, но и самому государству, которому выгоднее иметь «живые» ТОО, чем «мертвых» банкротов. Тем более что к моменту ликвидации, по совершенно официальной статистике, 80% их подходит либо с минимальным количеством имущества, либо вовсе без него. То есть мало того, что прекращается производство, сокращаются рабочие места, еще и интересы кредиторов не удовлетворяются.
- А что теперь кардинально изменилось? Ведь по-прежнему, например, налоговые органы могут инициировать процедуру банкротства, если твоя недоимка составляет 150 МРП и ты не платишь 3 месяца...
- Такая норма действительно осталась, да и сам институт банкротства не отменен. Но сегодня у предприятий, организаций есть гораздо больше предусмотренных законом возможностей не доводить дело до ликвидации. А попробовать исправить положение с помощью процедур финансового оздоровления, в частности реабилитации. Тем более что инициировать реабилитацию может само предприятие.
- В чем смысл реабилитации?
- В том, что предприятие может вести экономическую деятельность, получать доходы и за счет этого погашать долги. Они замораживаются и выплачиваются поэтапно. При этом на них не нарастают пени и штрафы. Что важно: если предприятие находится в процедуре реабилитации, оно может участвовать в государственных закупках, то есть полноценно работать.
Надо сказать, наше законодательство роль и значимость этой процедуры значительно усилило. Раньше ведь вообще как было? Когда предприятие планировало процедуру реабилитации, подавалось заявление на признание его банкротом. И возбуждалось дело именно о признании банкротом. А уже в ходе процесса, при наличии у предприятия плана реабилитации и подтвержденных перспектив, суд мог вынести определение о введении процедуры реабилитации, параллельно приостановив дело о банкротстве. Идет реабилитационная процедура, управляющий представлял суду отчет. И тот - при оптимальном развитии событий - выносил решение об отказе в признании банкротом. Но над предприятием все время дамокловым мечом висела угроза ликвидации. И объявление давалось, что в отношении такого-то предприятия инициирована процедура банкротства. Это отпугивало партнеров по бизнесу, кредиторов.
Сейчас процедура реабилитации абсолютно самостоятельная. Кроме того, впервые в законе прописана процедура ускоренной реабилитации. Для ее инициирования требуется минимальный пакет документов, сроки короче. Реабилитация рассчитана на 2 года, ее можно продлить еще на 6 месяцев. Реабилитационным управляющим может быть сам руководитель предприятия, что очень одобряют предприниматели.
Прежде нормативно-правовая база была существенно перегружена в пользу ликвидации. Процедура финансового оздоровления редко использовалась на практике, например, по Республике Казахстан только 14 должников использовали данную процедуру в 2009 году, 43 должника - в 2010 году, тогда как за эти же периоды признано банкротами 2536 и 2186 организаций соответственно.
- Ирина Борисовна, на каких еще изменениях в законе вы считаете нужным акцентировать внимание?
- Расширились полномочия комитета кредиторов - теперь он утверждает план мероприятий по проведению процедуры конкурсного производства, утверждает статьи и смету расходов для проведения конкурсного производства, дает согласие на обращение должника за мерами государственной поддержки и приостановление реабилитационной процедуры, определяет порядок продажи имущества (активов) должника вне рамок обычных коммерческих операций, включая предусмотренные планом реабилитации. Эта новация была применена для обеспечения прозрачности и предсказуемости процедур и исключения требований по согласованию в каждой процедуре проектов документов, которые напрямую касаются интересов кредиторов, с уполномоченным органом, в частности, с нашим межрегиональным департаментом.
Все полномочия по согласованию, утверждению и контролю - согласование плана финансового оздоровления, административных расходов, плана продажи имущества, контроль за действиями управляющего в процедуре и другое - в процедурах несостоятельности переданы кредиторам.
Прежняя практика возложения на уполномоченный орган необходимости вмешиваться в каждую процедуру вызывало много нареканий и жалоб. Это было связано не столько с квалификацией работников, сколько с тем, что в процедурах несостоятельности всегда пересекаются интересы многих и различных групп кредиторов, собственников, акционеров должника. И только судебный орган находится на той ступени иерархии власти, которая дает возможность урегулировать эти вопросы через принятие судебных актов.
Кстати, как отмечено экспертами Всемирного банка, процедура банкротства не может и не должна удовлетворить пожелания всех участников процедуры, так как всегда будут те, кто понес какие-то финансовые потери. Главное назначение системы - минимизировать возможные риски и обеспечить проведение ликвидации настолько эффективно, насколько это возможно в конкретном случае.
Еще один важный, на мой взгляд, момент связан с комитетом кредиторов. Прежде он формировался управляющим и утверждался уполномоченным органом, а не кредиторами. Сейчас после утверждения реестра требований кредиторов члены комитета обладают числом голосов, пропорциональным размеру требований, включенных в реестр. Чем больше долг, тем «весомее» голос кредитора в комитете.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера