«Будто дочку замуж выдаешь»
ria.ru, izvestia.ru, ej.by
Начался большой прокат фильма по «Шпионскому роману» Бориса Акунина
Жанр - комикс, в котором ничего еще в России не снималось. Стиль - альтернативно-историческое фэнтези. Ближайшие ассоциации - с «Бесславными ублюдками» Тарантино и «Местом встречи изменить нельзя» Говорухина. В шедевре сталинского архитектурного ампира, в Театре Красной Армии, который идеально соответствовал визуальному ряду картины, состоялся ее пресс-показ.
Москва, 1941-й
Действие картины, сделанной студией «ТриТэ» совместно с каналом «Россия» за более чем $7 млн, происходит в 1941 году. По приказу Гитлера в Москву засылается суперсекретный агент Вассер, который должен убедить Сталина, что никакой войны не будет. О существовании Вассера узнает нарком внутренних дел, который отряжает на поимку шпиона старшего майора Октябрьского (Федор Бондарчук) вместе с помощником, боксером Егором Дориным (Данила Козловский). По тексту романа Дорин - дальний потомок самого знаменитого акунинского героя, Эраста Фандорина, а Октябрьского до революции звали Алексеем Романовым. В картине дается попытка объяснить, пусть и самым невероятным образом, отчего нападение Гитлера, несмотря на донесения разведки, стало для СССР таким неожиданным.
- У нас Москва воплощена в стилистике генплана 1936 года. Всей группой мы пытались придумать, как она могла бы выглядеть, поднимали архитектурные архивы, но делали это так, чтобы зритель изначально понимал правила игры, осознавал, что история нереальна: это некий параллельный мир 1941 года, - объясняет режиссер Андрей АНДРИАНОВ.
«Вся эта дурка - на экране»
- Когда мне сказали, что режиссером хотят сделать молодого, неизвестного мне дебютанта, я отнесся к этому сначала резко отрицательно, потому что недолюбливаю молодежь в принципе, а к дебютантам отношусь с подозрением. Но когда я попросил встречи тет-а-тет, он начал рассказывать, и мне страшно понравилось, поскольку раньше вообще было непонятно, как всю эту дурку, со сдвигом по фазе в финале, переносить на экран, - признался журналистам Борис АКУНИН.
Он объяснил, что от экранизации собственных произведений испытывает смешанные чувства, «как будто дочку замуж выдаешь». К шестой попытке, утверждает писатель, «удалось внушить себе, что это не моя зона ответственности, а творческий продукт других людей, к которому автор должен как зритель относиться с уважением».
- Я совершенно не воспринимаю экранизацию как картинки к книжке. Всякая хорошая экранизация - она про другое. Я как писатель, когда писал книжку, думал про одно, а режиссер - другой человек, у него какие-то свои тараканы в голове, его должно заводить что-то другое, кино должно нажимать на другие нервные окончания. Если нажимает - кино получилось, - рассказал романист о своих критериях оценки.
Будет телеверсия!
Как объяснил Андрианов, в полнометражном фильме «выпали некоторые линии, какое-то количество интересных психологических и динамичных сцен».
- В кино их оставить было нельзя, если бы мы закончили все линии, получился бы 3-часовой фильм, а это, к сожалению, не прокатный вариант, - сетует режиссер. - Некоторых героев приходилось вырезать.
В 4-серийной телевизионной версии, которая, по словам продюсеров, будет показана ближе к осени, эти недостатки, по его словам, компенсируются.
- Я видел телевизионный вариант - туда все попало, и это другое кино, стопроцентно детективный жанр. Четыре летящих серии, где все рассказано, все линии, которые есть у Акунина, сохранены, крючки цепляют. А теперь представьте: все это сжать в час сорок минут экранного времени. Монтаж был кровавый, - признается актер Федор БОНДАРЧУК.
Вор должен сидеть в тюрьме
- Я очень боялся, что старший майор Октябрьский, которого играет Федор Бондарчук, перетянет одеяло на свою сторону, что произойдет как с Глебом Жегловым и Володей Шараповым, когда Высоцкий своим обаянием всех убедил, что подсовывать кошелек вору - правильно, и вор должен сидеть в тюрьме, - говорил Акунин. - У меня в романе Октябрьский - человек умный, жесткий, эффективный и абсолютно бессердечный и безжалостный.
- Помните мой телефонный звонок? - вступил в разговор Бондарчук. - Вы мне сказали тогда - делайте, что хотите. Мне важно, чтобы там читалась биография. Вот я и метался между Романовым и Октябрьским.
Новое кино, новые книги
В своем Живом журнале Акунин анонсировал новый телесериал. 12-серийный фильм будет основан на романе «Алмазная колесница». Режиссером проекта стал Сергей Урсуляк, автор сериала «Ликвидация», фильмов «Русский регтайм» и «Долгое прощание».
Акунин рассказал, что давно задумывался об экранизации «Алмазной колесницы», но сталкивался с тем, что «непросто перенести на экран этакую махину, где основная часть действия разворачивается в Японии периода Мэйдзи. Да и Россия 1905 года с взрывающимися мостами, тонущими баржами и уличными погонями - тот еще кошмар для продюсера». По словам Акунина, съемки японской части действия, как он всегда и хотел, будут проходить в Японии.
«Японская сторона, с которой я провел предварительные переговоры, обещает всяческое содействие. Будут и ниндзя, и аутентичные якудза, и натуральный Маса», - написал Акунин. Он также задал читателям своего блога вопрос о том, кто, по их мнению, мог бы сыграть Фандорина, которому в одном сюжетном пласте 22 года, а в другом - 49.
По произведениям Акунина о приключениях сыщика Фандорина в России снято три художественных фильма: «Азазель», «Турецкий гамбит» и «Статский советник». Еще одна (американская) экранизация «Азазеля» - «Зимняя королева» - должна выйти в прокат в 2012 году.
А сразу после майских праздников издательство «Захаров» отправит в магазины новую книгу Акунина «Аристономия». На обложке - двойная фамилия «Акунин-Чхартишвили». В личном блоге автор описал книгу как свой первый «серьезный» роман. С философскими отступлениями. Рассказал, что писал свою «Аристономию» на протяжении нескольких лет фрагментами и только в марте роман был закончен. По признанию писателя, необходимый импульс ему придали российские политические события в конце 2011 - начале 2012 года. Напомним, что Акунин - один из соучредителей «Лиги избирателей».
Сейчас писатель работает над «фандоринским» романом, который будет называться «Черный город».
Фото ria.ru
Материалы номера