Они - иные
Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 18 декабря 2007 года установила 2 апреля как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Каждый год в этот день во всем мире общественные организации стремятся повысить уровень информированности общественности об аутизме как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.
Аутизм - не трагедия, трагедия – игнорирование проблемы. Каждый сотый ребенок в мире страдает аутизмом. Такой ребенок может родиться в любой здоровой семье. Аутисты находится рядом с нами, внешне не отличимые, но другие, как будто люди с других планет. Они родились в нашем мире, но они не приспособлены к нему. У таких детей может отсутствовать речь совсем, или же они могут часами повторять любимую фразу, цитировать мультфильмы и стихи. Они боятся и избегают изменений. Им страшно смотреть в глаза собеседнику, им тяжело находиться в местах большого скопления людей, резкие звуки и яркий свет вызывают у них острую боль. От страха они могут кричать, махать руками, падать на землю и бежать, куда глаза глядят, пугая окружающих своим поведением. Они ведут себя так не потому, что они невоспитанные. Они иные. Пожалуйста, проявите терпимость, отнеситесь к ним с пониманием.
В Казахстане из 5 млн детей примерно 2,5 тыс. больны аутизмом. В последние годы, во многом из-за ухудшения экологической ситуации, распространенность этого заболевания растет. По последним данным, количество больных почти в три раза превышает вышеуказанный показатель. Как отмечает мажилисмен Мурат АБЕНОВ в интервью газете «Мегаполис», в нашей стране не существует государственных специальных учебных заведений и центров реабилитации для аутистов, отсутствует развитая система обучения детей, страдающих аутизмом, и подготовки специалистов по работе с ними. Нет также индивидуальных коррекционных программ, методической базы, учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов. К примеру, на Западе профессиональному обращению с аутистами учатся три года, для непрофессионалов, волонтеров есть трехмесячные курсы. Понимая серьезность проблемы, последних там готовят не менее тщательно, чем у нас медиков-профессионалов.
Родителям приходится за свой счет нанимать частных специалистов, которые имеют представление о коррекции аутизма. Таких специалистов единицы. Стоимость их услуг большинству семей недоступна. Ибо практически в каждой семье работает только один из родителей, а другой (как правило, мама) вынужден заниматься ребенком. Только небольшая часть детей, больных аутизмом, может находиться в детских садах и школах, в основном, частных или специализированных. Многие родители вынуждены обучать своих детей на дому, изолируя их от обычной жизни. От помещения детей с аутизмом в адекватную среду развития и обучения может кардинально зависеть их адаптация к жизни, но в нашей стране не созданы условия для эффективной интеграции детей-аутистов ни в общеобразовательные, ни в специальные учреждения для детей с другими проблемами развития.
Тем не менее эти проблемы вполне преодолимы. Мировая практика показывает, что только государственная система помощи позволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. И даже получить экономическую выгоду.
Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите 3-5-7-летнего ребенка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушен и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребенку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Все, что ей нужно, - это просто понимание, а иногда элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка.
Зоя ВАРИНКЕ, Костанай
Материалы номера