«Тарифы - при участии общественности»
Петр Своик - о ситуации с тарифообразованием, АРЕМом и коммунальщиками
После публикации статей Александра ПЛЕХАНОВА «Пока тариф - священная корова» («НГ», 15.03.2012) и Анатолия ТИХАНОВСКОГО «Тариф не корова, но и КТЭК не благодетель» («НГ», 29.03.2012) редакция попросила дать комментарий председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петра СВОИКА. По специальности он инженер-теплоэнергетик, занимался проектированием и строительством тепловых электростанций, был директором ТЭЦ в Уральске, занимал пост председателя Государственного Комитета по ценовой и антимонопольной политике, кандидат технических наук.
Должен быть треугольник
Ваша газета поместила два очень сильных материала. Что касается Александра Плеханова, то он абсолютно прав и говорит о проблемах со знанием дела и душевным переживанием, и кроме того, умеет ясно и четко излагать свои мысли. На мой взгляд, он как начальник производственно-технического отдела теплоэнергетической компании на своем месте. Что касается Анатолия Тихановского, то в целом он тоже прав. За исключением одного места. Там, где утверждает: развалятся существующие тепловые сети, ну пусть. Дескать, возникнут альтернативы, и они будут лучше, они будут эффективнее. Конечно, нынешние теплосети - это «хлам», «старье», как пишет Тихановский, но альтернатива будет в 3 раза дороже. А, может, и в 10.
Почему оба правы? Потому что ситуация именно такая, какую они описывают. Да, теплоснабжающий комплекс категорически нуждается в обновлении и в деньгах, которые приходят туда через тариф. А государственный уполномоченный орган в лице Агентства по регулированию естественных монополий, который занимается тарифами, действительно ничего в этом не понимает. Вся государственная тарифная политика состоит в тупом сдерживании тарифов. При этом безграмотность чиновника, который занимается сдерживанием, ему только помогает. Он на самом деле ничего не понимает ни в энергетике, ни в теплоснабжении, ни в экономике, ни в бухгалтерии, и доказывать ему что-либо бесполезно. О чем совершенно справедливо и говорит начальник ПТО Костанайской ТЭК. У чиновника одна задача - не допустить роста тарифа за пределы коридора, утвержденного правительством. То есть ситуация достаточно безнадежная.
Почему она такая? Потому что в процессе тарифообразования участвуют только две стороны: производитель тепла и чиновник. Потребитель тепла от этого отстранен. Он всего лишь абонент, оплачивающий за потребленную тепловую энергию по счетам. Он только читает в газетах материалы, подобные опубликованным в «Нашей Газете», они его будоражат, но в процессе образования тарифов он ни каким образом не участвует.
А должен быть треугольник: производители тепла - потребители - уполномоченный государственный орган. (Это касается и других видов коммунальных услуг). Потребитель должен быть основой этого треугольника, его базой. Этого нет. Почему? Потому что у нас нет гражданского общества, нет организованного потребителя. Каждый из нас потребитель, но организации, которая представляла бы интересы потребителей, не существует. Если бы она была, то вполне возможно было поставить вопрос о прозрачности и профессионализме этой политики. Сейчас нет ни того, ни другого.
Спектакль с участием «городских сумасшедших»
Общественные слушания, которые как бы должны дать возможность потребителю влиять, - полная профанация. Потребитель там не участвует. Не участвует на уровне представительства. На общественные слушания приходят разные люди, это в основном люди пенсионного возраста или те, кого называют «городские сумасшедшие». Слушания должны основываться на предварительной подготовке, на информации всех участников процесса. Тарифная смета должна быть доведена, причем в такой форме, чтобы была доступна для профессионального изучения. Этого же нет. Сейчас процесс профессионального изучения совершается только из коридоров вашей ТЭК в кабинеты АРЕМа. Участники публичных слушаний приходят только для того, чтобы им на уши чего-то там навешали. Тут нет никакого профессионализма. Это - показуха, спектакль. Написано в законе, что нужны публичные слушания, вот их и проводят.
Если почитать закон о естественных монополиях, то сам по себе он неплох. Там есть много регламентированных вещей, которые, если исполнять, то, в принципе, и прозрачность, и профессионализм тарифов можно обеспечить. Например, там сказано, что тарифная смета и любые ее составляющие не могут быть коммерческой (или какой-то другой) тайной. Какая зарплата у начальника тепловой компании, сколько получают его секретарша, водитель и главбух, по каким направлениям и куда идут деньги, закупают материал через посредников или напрямую у производителя и по каким ценам - это все должно быть прозрачно. Причем прозрачно и на уровне утверждения тарифов, и на уровне исполнения. Закон предусматривает, что по истечении года после утверждения тарифной сметы и фактического ее исполнения предприятие должно отчитаться.
В законе есть и другие интересные вещи. Например, должен быть реальный аудит. То есть, если бы закон исполнялся, то перед горожанами, представленными своими общественными организациями, была бы открыта полная картина: теплоснабжение стоит столько-то, а еще определенную сумму денег нужно вложить в модернизацию, в перекладку сетей и т. д. Поэтому, уважаемые горожане, нужно либо обращаться в правительство, либо к городским властям, чтобы они дотировали. Либо самим доплачивать, потому что все равно нужны дополнительные средства.
Должна быть прозрачность и в оценке реального состояния тепловых сетей после вскрышных работ. Это возможно в случае, если работы будут не только выполняться эксплуатационниками или ремонтниками, но контролироваться потребителями в лице своих представителей. Чтобы не было потом разговоров, что одну и ту же трубу два раза перекладывали, чтобы не было глупых разговоров насчет того, что по нормам должны менять только 349 метров труб в год. Потому что менять нужно столько, сколько надо. Во всех этих процессах должны участвовать не только сами тепловики и тупой чиновник-регулятор, но и потребители, которые должны быть заинтересованы, чтобы все, что положено, в сети было вложено, и чтобы ничего лишнего не пропало.
Где выход?
Понятно, что между производителями тепла и потребителями существуют противоречия. Первые хотят продать свой товар с хорошей прибылью, вторые - приобрести этот товар с хорошим качеством и подешевле. Потребитель может сказать: ну ты вообще обнаглел - положил себе слишком большую зарплату и т. д. Им в ответ: ты тоже обнаглел, считаешь, что я могу работать только на эксплуатационных расходах, ничего не вкладывая в развитие. Всякое может быть, но ясно, что эти две стороны друг без друга не могут и должны двигаться к поиску взаимодействия. Но это невозможно без налаживания нормальных взаимоотношений между производителем и потребителем. Мы имеем суррогатные отношения, что-то вроде однополой семьи. Есть лишь отношения между производителем и каким-то тупым чиновником, которому тупость помогает исполнять свои обязанности. Если в АРЕМ придет инженер Плеханов, хорошо знающий свое дело, у него будут большие проблемы. Он начнет реально, профессионально реагировать на деятельность предприятия и не сможет тогда исполнять свою функцию по сдерживанию тарифа. АРЕМ на самом деле очень простенькая организация. Там не надо знать технологию и экономику. Надо только уметь исполнять политическую установку сверху.
Где выход? Мне представляется, что раз на публикации по этой теме «Наша Газета» получила столько откликов, то почему бы ей не двигаться в сторону создания общественной организации, способной представлять интересы потребителей. Пусть несколько человек, что-то понимающие в теплоснабжении, создадут НПО под названием, например, «Костанайский прозрачный тариф», и начнут исполнять функцию представителей потребителя. Причем для этого не надо ни с кем ругаться. Надо начать с заключения меморандума этого НПО с тепловиками и АРЕМом. В этом документе договаривающиеся стороны возьмут на себя взаимные обязательства по организации исполнения тех статей закона о естественных монополиях, где предусмотрено участие общественности. Я готов в таком случае оказать необходимую консультацию.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера