«Титаник» вновь отправляется в плавание
rg.ru, izvestia.ru
Режиссер Джеймс Кэмерон представил в России свой старый фильм в новом формате
К новым технологиям в старых картинах зрителю не привыкать. Не успели утихнуть споры по поводу того, раскрашивать или нет старое доброе кино, как киномир захватила тенденция перевода популярных фильмов прошлого в 3D формат. В ближайшие выходные - мировая премьера обновленного «Титаника», по времени совпадающая со 100-летием со дня одной из величайших катастроф 20 века. Фильм, обладатель 11 «Оскаров», 4 «Золотых глобусов» и множества других наград, выходит через 15 лет после создания в трехмерном измерении.
Зачем обновляли фильм
27 марта в лондонском Альберт-холле состоялась премьера обновленного «Титаника» с участием членов съемочной группы и актеров. Режиссер Джеймс КЭМЕРОН сам представил фильм, несмотря на то, что накануне, 26 марта, появились сообщения о том, что один из самых успешных режиссеров планеты опустился на дно Марианской впадины, став третьим человеком в истории, который достиг самой глубокой точки Мирового океана. А уже 29-го марта Кэмерон с продюсером картины Джоном Ландау представляют проект в Москве.
- Джеймс, в этом году громкая дата - 100-летие со дня гибели «Титаника». Мероприятия, посвященные ей, пройдут в Британии, США, Канаде и в других странах. Будете ли участвовать в них и специально ли выпустили фильм в 3D в это время, - спросила режиссера на презентации обозреватель «РГ» Сусанна АЛЬПЕРИНА.
- Примерно год назад, когда шла работа над новой версией фильма, я пришел к выводу, что буду сильно вовлечен во все, что касается «Титаника» и его значения для общества, - ответил Кэмерон. - Все, что произойдет в 2012, меня затронет. Особенно церемония, которая планируется в Канаде. Но мы вывели фильм на рынок, и чем ближе мы приближаемся к дате, тем отчетливей я понимаю: что бы ни собирался делать, это будет восприниматься как реклама картины. Я не хочу, чтобы меня ассоциировали только с рекламой «Титаника» в 3D. Поэтому до сих пор не выбрал, где именно буду участвовать. Но точно знаю, что сделаю то же, что и каждый год. 14 апреля в 11.40 - точный момент, когда корабль столкнулся с айсбергом, я в одиночестве поднимаю бокал за людей с «Титаника», за офицеров этого судна, за команду, за пассажиров, которые погибли… Но также и за выживших. Потому что им приходилось жить с тем, через что они прошли. Я чувствую свою глубокую причастность к этому событию хотя бы даже из-за того времени, которое провел, исследуя «труп» корабля.
Кстати, «Титаник» Кэмерон приспосабливал к новым форматам уже не раз: сначала - для DVD, потом - для кинотеатров системы IMAX. Год назад корреспондент «РГ» встречалась с ним на студии «Фокс», где в разгаре была конвертация картины. Там и был задан вопрос, зачем более чем успешному фильму идти «на поводу» новых технологий.
Кэмерон: - За последние 15 лет выросло поколение, которое не видело «Титаник» в кинотеатрах, а я абсолютно уверен, что такой фильм надо смотреть в большом зале. На большом экране, в темноте, не прерываясь, только тогда он сможет погрузить зрителя в свою магию. Но это поколение уже привыкло к техническим новинкам, которые именно за эти пятнадцать лет пришли в кино: к компьютеризированному пространству и 3D. Впрочем, расширять пространство для «Титаника» нужды нет: для его съемок мы и так выстроили декорацию один к одному по архивным чертежам, то есть наш «Титаник» был самый настоящий, только не плавал. Декорации были сделаны так тщательно, что когда я вместе с моряками российского исследовательского судна «Мстислав Келдыш» спускался к настоящему «Титанику» на дно океана, было жуткое ощущение дежавю: еще два дня назад я поднимался вот по этой лестнице, огибал этот угол, подходил к этому лифту, а сейчас над лестницей плавают рыбы, угол оброс водорослями, лифт забит илом - навсегда… Так что компьютерная анимация, которой я пользовался в «Аватаре», здесь не нужна. А вот объем - другое дело. Третье измерение. Это - как в музыкальной записи: манипулируя громкостью звучания тех или иных инструментов, можно создать ощущение пространства. Еще в 2004 году мы говорили о «Титанике» в 3D, и посмотрите, сколько времени ушло на реализацию проекта - 60 недель. Если бы я снимал «Титаник» сегодня, то делал бы это только в 3D.
3D - эффект сопричастности
- Эра 3D-кинематографа начата вами. После премьеры «Аватара» по всему миру стали расти кинотеатры, оборудованные под показ в трехмерном изображении. А режиссеры в массовом порядке стали либо снимать в 3D, либо конвертировать. Не случалось ли, - спросила корреспондент «Известий» Лариса ЮСИПОВА, - что, сидя в кинотеатре, вы думали: «Боже! Зачем я все это придумал?»
Кэмерон: - Признаюсь, бывало и такое (смеется). Случались неудачные примеры. Но были и вдохновляющие! Мартин Скорсезе использовал эту технологию в «Хранителе времени», а это изумительный фильм. Я когда смотрел его, испытывал настоящую гордость. Я думаю, публика вправе требовать от нас качества: «Послушайте, вы хотите, чтобы за эти билеты мы заплатили дороже. Так обеспечьте нам первоклассный уровень». Полагаю, что для дальнейшего продвижения 3D нам важно решить проблему со светом. Очки-то темные, следовательно, в трехмерном изображении вы видите мир темнее. А этого не должно быть. Зритель не должен выбирать между объемом и освещением. Он должен получать все!
На проекте по конвертации «Титаника» в 3D работали 300 художников, которые сначала обрисовывали объект: если это человек, то все части лица и тела, включая каждый волос, а потом, по точкам, создавали объем. На это ушло 60 недель и $18 млн. Это очень трудоемкая работа. Сами съемки в 3D, по мнению Кэмерона, гораздо легче, чем конвертация старой картины, которая вообще оправданна только для коммерчески успешных проектов типа «Звездных войн» или «Парка Юрского периода».
«Известия»: - После премьеры «Аватара» Сигурни Уивер высказала предположение, что камерные фильмы будут тоже сниматься в 3D. Этого пока не произошло. Может быть, «Титаник» даст толчок именно к такому использованию 3D-технологий?
- Знаете, Голливуду еще только предстоит по-настоящему открыть 3D. Вот возьмем, к примеру, «Трансформеров». Это большой зрелищный фильм со спецэффектами, на которые потрачены сотни миллионов долларов. От того, что мы увидим эффекты в 3D, их качество, конечно, возрастет. Но не принципиально, фильм и так очень зрелищный. А вот камерная драма, если снять ее в 3-мерном формате, приобретет совершенно иное звучание. В «Титанике» в первые два часа вообще ничего не происходит. Никакого экшна. Но на самом деле происходит, конечно же, очень многое. Мы знакомимся с героями, узнаем об их характере, их жизни, наблюдаем за ними - и в 3D это все производит гораздо большее впечатление. Эмоциональный эффект от актерской игры возрастает многократно. Так что, я думаю, следующий большой прорыв произойдет именно в этой области. И скорее всего на телевидении тоже. 3D создаст эффект сопричастности. Уверен, что произойдет это очень скоро.
Из истории фильма
- Когда мы снимали старый «Титаник», - рассказывал Кэмерон, - не было достаточных технических возможностей. В Москве я познакомился с Анатолием Сагалевичем и командой из НИИ, где он работал. Они стали моей семьей. Мы начали работать c ними в 1995 году, и месяцев девять я провел на корабле «Мстислав Келдыш». Наверное, 50 погружений сделал на батискафах «Мир». В результате и был сделан фильм «Титаник».
Фото
Материалы номера