Острые грани религии
Юрий БОНДАРЕНКО
События в Тулузе потрясли буквально весь мир. Убийство террористом детей произошло не где-нибудь, а в Европе, именуемой одним из цивилизационных центров глобализирующегося мира. Трагедия эта, как и события менее заметные, в очередной раз напоминает, насколько непросты вопросы, сопряженные с религией.
Как часто мы, касаясь этих вопросов, то слышим сюсюканье и благостные речи о несомом ею добре, то гневные филиппики-обличения «плохих», «неправильных» религий, «сект». А тут представитель той религии, которую у нас постоянно упоминают как религию мира, и вдруг такое зверство. И разве воюющие стороны в Сирии, либо те, кто еще не столь давно растерзал Каддафи, не мусульмане? Так где же тут «религия мира»?
Все верно. Но разве не памятен уже афганский расстрел американским военнослужащим 17 человек, включая женщин и детей? А кому-то вспомнится не менее известная, уже иракская тюрьма Абу Грей, где вояки из «цивилизованной» Америки издевались над мусульманами. Скорее всего и эти люди были как-то знакомы с религией, правда, уже явно не с исламом. Так в чем же дело?
Не претендую на исчерпывающий ответ. Но поразмыслить, причем нам всем, есть над чем. На мой же взгляд, одна из причин происходящего в том, что нет религии вообще, как нет культуры вообще и искусства вообще. Нет и христианства либо ислама вообще... Когда-то, упоминая о дао (путь, закон), китайские мудрецы говорили, что дао подобно мечу: разумный возьмется за рукоять, а неразумный - за лезвие. То же можно сказать о христианстве, исламе и целом ряде иных известных вероучений, добавив только, что фанатик, даже если он взялся за рукоять, будет действовать неразумно. Мало того, размахивая мечом веры, «национальных интересов» и так далее, он может быть смертельно опасен для окружающих.
Вроде бы банальность. Но здесь очень важно понять, что наша задача - в сфере воспитания и идеологии - не поиск абстрактного зла, а действия, основанные на понимании того, что религиозный фанатизм неотделим от самой жизни, включая и систему образования, и культуру в целом. А вот здесь-то и у нас далеко не все благополучно. Общих разговоров о благостности религии много, а духовный стержень нередко теряется за пустословием. С логическим мышлением - и того печальнее.
Если так пойдет далее, то клипово-ЕНТшным образованием мы сами, своими руками будем готовить молодежь к легкому восприятию любых примитивных установок, а значит и сектантского мышления в широком смысле этого слова. Иначе говоря, если наше сегодняшнее образование будет утрачивать качества школы мысли, а наша культура - пропитываться ярко раскрашиваемыми образцами зла, мы с вами, так же, как и обитатели иных стран, можем оказаться в зоне прямого поражения. Ведь и ислам, и христианство, так же, как и светскость, становятся учениями добра не сами по себе, а тогда, когда их впитывают люди, готовые впитывать добро, а не зло, люди, обученные с малых лет мыслить самостоятельно и тем самым противостоять примитивным схемам и героизации зверств.
Материалы номера