Незнакомец по имени «йогурт»
mama-detyam.ru, kak-vibrat.ru
Полезный кисломолочный продукт безнадежно теряется «в толпе» бессмысленных лакомств
Не так давно корреспонденты российской телепрограммы «Среда обитания» в одном из московских супермаркетов провели показательный эксперимент. С большущих стеллажей, забитых продуктами, ориентированными на детей, они последовательно убирали те, что нельзя использовать для питания малышей. Полки, освобождаясь от лакомств, содержащих красители, ароматизаторы, консерванты, в считанные минуты становились голыми. Попробуйте с этой точки зрения оценить витрины костанайских магазинов.
У молочного - кредит доверия
В эксперименте у журналистов были добровольные помощники. Мамы и бабушки участвовали в отборе вредных и полезных продуктов. Самыми последними с полок были убраны глазированные сырки и так называемые фруктовые йогурты. Людям трудно было поверить, что молочное - в лучшем случае бесполезно, а в худшем - просто вредно для детей. Тем более что реклама уже просто вбила в голову миф о пользе содержимого любых нарядных упаковок, на которых изображены то ягодки, то мультяшные герои. Раз рассчитаны товары на детей (речь не только о молочных продуктах, но и о соках, печеньях, вафлях и т. п.), то значит производители бога боятся и уж для маленьких-то постыдятся всякую дрянь в лакомства вводить.
Примерно так рассуждает покупатель. И ошибается. У производителя другая вера и другая правда. Он, например, четко знает одно: если на упаковке с лисичкой или клубничкой нет надписи «Для детского питания», то он вправе продукт выпускать как для взрослых - с химическими ароматизаторами, подсластителями, стабилизаторами.
Детское - это до 3 лет. После - карапузы уже взрослое население. Хотя любая нормальная мама понимает, что и в этом возрасте нельзя перекармливать ребенка пищевой «химией» и избытком углеводов. А ведь именно этим становится опасен продукт, который когда-то люди называли благословенным. Мы снова возвращаемся у йогурту, который, по некоторым данным, был известен человечеству еще тысячу лет назад.
Как делают йогурт
В соответствии с международными стандартами, для того чтобы продукт имел право называться йогуртом, он должен соответствовать трем критериям:
1. Главный ингредиент йогурта - молоко.
2. Основной процесс производства - ферментация.
3. Главное условие ферментации - непосредственное участие живых микроорганизмов из семейства лактобактерий.
Сначала молоко получает «дозу» полезных бактерий. Два микроорганизма - Lactobacillus и Streptococcus thermophilus - добавляют в пастеризованное молоко. Пока оно еще теплое, бактерии превращают сахар в особую молочную субстанцию, что и делает йогурт таким вкусным. Она воздействует на белки, образуя мягкий сгусток. Другой микроорганизм - Lactobacillus acidophilus - также добавляют в некоторые виды йогурта, чтобы сделать его более полезным для здоровья, в результате чего лактоза, белки, микроэлементы и небольшое количество жиров превращаются в хорошо усваиваемый продукт.
Бактериальные культуры преобразуют примерно 30% молочного сахара. Это объясняет, почему многие страдающие от непереносимости лактозы люди могут есть йогурт, хотя совсем не могут пить молоко. Побочный продукт ферментации называется молочной кислотой, которая действует как консервант, позволяя йогурту храниться намного дольше, чем молоку. Молочная кислота также повышает усвояемость белков и микроэлементов.
Ищите надписи
Настоящий полезный йогурт - «живой»: в таком продукте должны присутствовать живые бактерии. Ищите на упаковке четко обозначенные активные или живые культуры, например Lactobacillus bulgaricus, Bifidus и Lactobacillus acidophilus.
В составе натурального йогурта всегда есть Lactobacillus bulgaricus, а вот Lactobacillus acidophilus может отсутствовать, но именно такая культура будет очень полезна нашему кишечнику. Ее стоит поискать в составе ингредиентов йогурта. Если, конечно, вам вообще повезет найти хотя бы баночку «живого» йогурта. Кроме этого, не путайте надпись «Живые и активные культуры» с надписью «Изготовлен на основе живых лактобактерий», ведь именно так производитель пытается обмануть потребителя, запутать и продать бесполезный продукт.
Избегайте покупать йогурт, на упаковке которого написано, что «продукт прошел термообработку после процесса ферментации». Это означает, что йогурт пастеризовали после того, как внесли бактериальные культуры, что практически сводит на нет преимущества продукта, которые делают его полезным для здоровья. Такие товары экономически выгодны производителям, они могут храниться на полках магазинов гораздо дольше, но при этом бесполезны для здоровья.
Люди, страдающие от непереносимости лактозы, которые хорошо переносят йогурт, содержащий живые лактобактерии, могут плохо усваивать виды, прошедшие повторную пастеризацию. Салатные соусы на основе йогурта, покрытые йогуртом сласти, сухофрукты, орехи, кренделя, конфеты обычно не содержат живые бактериальные культуры.
Общество защиты прав потребителей настаивает на том, чтобы производители не называли йогуртом продукты, которые не содержат живые бактериальные культуры. Еще раз напоминаем: ищите йогурты, отмеченные знаком Института питания, потому что только он реально указывает на то, что продукт действительно содержит живые лактобактерии, которые не только были там во время ферментации, но и остались после ее окончания.
«Гурты» не йогурты
Срок годности у полезного йогурта - не больше двух недель, а в идеале не должен превышать семь дней. И храниться должен при температуре не выше +6.
Производители, стремясь продлить жизнь своему продукту, часто изготовляют термизированные йогуртные продукты. Во всех этих «фругуртах», «эрмигуртах» полезной микрофлоры нет.
На самом деле любителей настоящего йогурта не так уж и много, ведь в него не добавляют сахар. Поэтому большинство покупателей отдают предпочтение йогуртам с добавками - кусочками ягод или фруктов. Но кусочки фруктов, перед тем как попасть в йогурт, также подвергаются обработке и лишаются всех витаминов. Такая специальная обработка ягодных и фруктовых добавок необходима для предотвращения процесса сбраживания. Кроме того, зачастую с помощью химических веществ вкус экзотических фруктов придается кусочкам пареной тыквы или яблочному пюре. Когда вы видите на упаковке аншлаг «с клубничным вкусом», отдавайте себе отчет, что вкус-то в баночке есть, а вот клубники нет. При этом производитель вас, строго говоря, не обманывает.
Покупайте йогурт, в составе которого есть два главных ингредиента: обезжиренное или пастеризованное молоко, а также наличие живых культур молочнокислых бактерий. Очень много калорий и мало пользы от фруктовых йогуртов, в их составе есть подсластители и сахар.
Также не покупайте йогурт с растительными жирами, аналогом маргарина, гуаровой камедью. Эти ингредиенты вредны, а гуаровая камедь к тому же аллергенна. Пектин, цитрат натрия, пищевой желатин - тоже не самые лучшие составляющие для йогурта.
Полезный совет
При покупке стоит обратить внимание на содержание кальция, очень полезного микроэлемента. Его содержание в йогурте должно быть в пределах 300 м., а калорийность - не больше 250 кКал. Учитывайте, что калорийность напрямую зависит от добавок: без сахара и добавок калорий меньше, но это дело вкуса.
Йогурт для детей
Вообще, чем из меньшего количества ингредиентов приготовлен йогурт, тем больше шансов, что вы получите действительно полезный кисломолочный продукт. В составе йогурта, полезного для детей, указываются: молоко коровье (и/или обезжиренное сухое молоко на основе коровьего), закваска (Lactobacillus Bulgaris, Streptococcus thermophilus), фруктовый наполнитель (кусочки свежих фруктов или фруктовый сок), желатин. Любые другие добавки, как то: красители (например, кармин), стабилизаторы (крахмал и пектин), загустители (Е 1442, пектины и гуаровая камедь), регуляторы кислотности (цитраты кальция, лимонная кислота, цитраты натрия) - присутствовать в продукте под названием «йогурт для детей» не могут.
Ранее педиатры считали, что до полутора лет ребенку вообще йогурт давать не следует, в нем слишком высокое содержание молочной кислоты. С недавних пор стали производиться йогурты для кормления детей с 8 месяцев. У нас их, правда, найти проблематично.
Фото www.mythemes.ru
Материалы номера