Не ждем перемен, не надо
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz
Предприниматели не поспевают за нормотворчеством
На первом в этом году заседании Координационного совета юридических служб госорганов при департаменте юстиции Костанайской области был рассмотрен вопрос об особенностях разработки и принятии нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы предпринимательства.
В Костанайской области, по данным статорганов, действует около 40 000 субъектов бизнеса той или иной формы хозяйствования. Если присовокупить сюда так называемых самозанятых граждан, цифру смело можно удвоить. Они дают каждый пятый тенге в налоговые поступления области. И с этим надо считаться. Тем более, если учесть, что в целом по стране малый и средний бизнес дает до 2/3 всего валового продукта и по многим направлениям хозяйственной деятельности производит и оказывает 100% работ и услуг.
Однако субъектам МСБ, в том числе и у нас в области, работать приходится в чрезвычайных ситуациях, когда нормативно-правовая база меняется так часто и так непредсказуемо, что не только нормально работать, а просто уследить за этим нормотворчеством невозможно. Шутка сказать, с 2001 года Административный кодекс РК менялся 9 раз. В Закон РК «О частном предпринимательстве» с 2006 года внесено 36 изменений и дополнений. Налоговый кодекс РК по отдельным положениям меняется чуть ли не ежемесячно. А в законодательство РК по вопросам защиты интеллектуальной собственности в январе нынешнего года единоразово были внесены изменения и дополнения сразу на 47 листах! Как за всем этим можно уследить? Как вести стратегическое планирование и брать долгосрочные кредиты, когда ты ни в чем не можешь быть уверенным?!
А вот Конституция США за 225 лет существования, имеющая всего-то преамбулу и 7 статей, включая «Билль о правах», почти никаких изменений не претерпела, действует незыблемо, и никто из 44 президентов США не посмел к ней прикоснуться. В нее за все это время было, после окончательного принятия и ратификации штатами, внесено лишь 6 поправок. Это для примера, сравнения и понимания, кто как живет; кто как принимает нормативные правовые акты и как это должно делаться.
Помимо того, что наша нормативно-правовая база весьма непостоянна, работу и ситуацию осложняет еще и другое. Многие нормы и положения там прописаны нечетко, что позволяет на практике толковать эти нормы закона кому как вздумается и, конечно, на свой корпоративный лад, а этого быть не должно. От многих законов и иных нормативных правовых актов, при желании, вообще можно было бы отказаться, и это только помогло бы делу. Некоторые ведь просто не поддаются понимаю. Ну, к примеру, почему по новым правилам регистрации внутри Казахстана при перемене места жительства резидентам, то есть гражданам страны, нужно зарегистрироваться на новом месте в течение 10 дней, а гастарбайтеры могут пройти регистрацию и за 30 дней? Зачем при участии в госзакупках и подаче пакета документов надо давать полные данные на сотрудников предприятия и их квалификацию, вплоть до таких «специалистов», как дворник и уборщица? Зачем для подтверждения статуса гостиницы, действующей по своему профилю десятки лет, надо проходить проверки на этот счет каждые полгода, да еще и платить каждый раз за эту формальность более 40 000 тенге?
Все эти и многие другие вопросы были озвучены на Координационном совете и, надеемся, приняты к сведению для реагирования госорганами, которые сами являются инициаторами принятия нормативных правовых документов на местном и высшем уровне.
Материалы номера