«Великий немой» победил в Лос-Анджелесе

Кристофер Пламмер стал самым пожилым актером из когда-либо получавших «Оскара»

Izvestia.ru

Главные «Оскары» нынешней церемонии укатили в Европу

Когда в Штатах завершилась церемония вручения премии «Оскар», в столице Франции было 6 часов утра. Но кинематографический Париж вряд ли спал в эту ночь. И накануне было известно, что в номинациях лидировал французский «Артист», но следить за тем, как номинации превращались в победы, было занятием упоительным.

«Артист» - лучший фильм года

Стоит вспомнить историю этой картины. В конкурс Каннского фестиваля она попала в самый последний момент. Программа была фактически сформирована, в ней оставалось одно свободное место, на котором российское сообщество очень надеялось увидеть свою «Елену». Но вот приходит сообщение от дирекции: фильм Звягинцева - в программе «Особый взгляд», а в основном конкурсе - «Артист» Мишеля Хазанавичуса, автора киноприключений «Агента 117», режиссера, который к когорте «фестивальных» никогда не принадлежал.

Именно внушительные суммы, собранные «Агентом 117» в прокате, и позволили Хазанавичусу получить от французского Фонда кино, CNC, финансовую поддержку проекта, который вызывал большие сомнения: немой, черно-белый фильм в эпоху 3D казался прихотью. Почти наверняка обреченной на провал.

В Канне «Артиста» приняли с воодушевлением, но отнюдь не как главную сенсацию фестиваля. Единственная награда - приз за лучшую мужскую роль Жану Дюжардену. «Золотая пальмовая ветвь» досталась тогда американскому фильму - «Древу жизни» Терренса Малика. Зато в Лос-Анджелесе француз обошел американца по всем статьям: «Оскары» за режиссуру и лучший фильм - у «Артиста».

Чтобы получить награду за лучший фильм, на сцену поднялась вся группа: и продюсер Томас Лангманн, и режиссер Мишель Хазанавичус с супругой, исполнительницей главной женской роли Беренис Бежо, и Жан Дюжарден, которому за несколько минут до этого вручили «Оскара» за лучшую мужскую роль, и, конечно, терьер Угги - едва ли не главное действующее лицо фильма.

Помимо этих трех статуэток у «Артиста» еще призы за костюмы и музыку. Любопытно, что ее автор, Людовик Борсе, не имеет специального образования и нотной грамоте учился, играя на аккордеоне. Если учесть, что «Артист» стал также обладателем французского «Сезара», британской БАФТА, «Золотого глобуса», премии «Независимый дух» и еще нескольких профессиональных наград США, то слово «триумф» не покажется преувеличением.

Напомним, «Артист» в Лос-Анджелесе сразу стал лидером гонки номинантов, он претендовал сразу на 10 званий «лучший». Больше - 11 - было только у «Хранителя времени» Мартина Скорсезе.

На церемонию не явился

Еще раз тема Франции возникла на оскаровской церемонии во время объявления награды за лучший оригинальный сценарий. И хотя «вручанткой» была Анжелина Джоли в платье с разрезом, начинавшемся ровно с того места, где ноги переходят в туловище, - даже она не сумела затмить собой еще одной сенсации этого вечера. «Оскар» за лучший оригинальный сценарий достался «Полночи в Париже» Вуди Аллена, которого Академия уже давно обходит своим вниманием. Ну и он отплатил ей тем же: на церемонию не явился.

Брэд Питт и Анджелина Джоли. Анджелина так намеренно выставляла ногу позируя фотографам, что в интернете даже появился твиттер-акаунт ее правой ноги @AngiesRightLeg

Если приз за лучшую мужскую роль оказался у француза, сыгравшего американца, но награда за лучшую женскую досталась американке за роль англичанки. Для Мэрил Стрип эта номинация стала 17-й по счету. И обернулась третьим «Оскаром». Первый Стрип получила за «Крамер против Крамера», второй - за «Выбор Софи». Это была картина 1982 года, затем последовал 30-летний перерыв. Актрису бесконечно номинировали, но победой это не оборачивалось. «Мне кажется, когда среди претендентов назвали мою фамилию, половина Америки в ужасе выдохнула: «О, нет! Неужели опять она?!» - сказала Стрип, поднявшись на сцену. Но в глубине души она, похоже, рассчитывала, что в случае с «Железной леди» номинация не станет холостым выстрело,- и пришла на церемонию в платье золотого, «оскаровского», цвета. Теперь у Мэрил Стрип - три «Оскара», столько же, сколько у Джека Николсона. Премию в своей категории получили и гримеры фильма «Железная леди», придавшие великой актрисе сходство с великой Маргарет Тэтчер.

Трижды оскароносная и неувядаемая Мерил Стрип.

«Оскар» за лучшую женскую роль второго плана - у Октавии Спенсер из мелодрамы «Прислуга». Она всю жизнь играла малозначительные роли в проходных фильмах и вот теперь стала победительницей. Это, пожалуй, был самый трогательный момент церемонии. Зал встал на уши, когда объявили ее имя.

Октавия Спенсер - лучшая роль второго плана.

За лучшую мужскую - у Кристофера Пламмера за фильм «Начинающие». Пламмеру 82 года, и он стал самым пожилым актером из когда-либо получавших «Оскара». «Послушай, друг, ты всего на два года старше меня, - сказал он, обращаясь к статуэтке. - И где же ты был все это время?» Любопытно, что соперником Пламмера в этой номинации был еще один 82-летний актер - Макс фон Сюдоф в «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Далдри. Лучшим фильмом на иностранном языке был предсказуемо назван иранский «Развод Надира и Симин» - победитель Берлина 2011, фильм, который без преувеличения можно признать одним из главных кинособытий года.

«Невезунчик» Питт

«Неудачники» нынешнего «Оскара» также составили неплохую компанию - здесь и Стивен Спилберг, и Терренс Малик (ни одного «Оскара» у «Боевого коня» и «Древа жизни»), и Дэвид Финчер (у «Девушки с татуировкой дракона» - награда только за лучший монтаж). Но главным «невезунчиком» стал, наверное, все-таки Брэд Питт: у него две замечательные роли - в «Древе жизни» и в «Человеке, который изменил все», но золотая статуэтка вновь пролетела мимо.

А вот у «Хранителя времени» Мартина Скорсезе пять «Оскаров» - столько же, сколько у «Артиста», правда, в менее заметных категориях: «Оператор», «Художник», «Визуальные эффекты», «Монтаж звука» и «Сведение звука».

В итоге, как это случилось и в прошлом году с «Король говорит!», главные «Оскары» нынешней церемонии отправились в Европу. Причем в страну, где разговаривать на английском не очень любят. Может быть, поэтому лучший фильм года и стал великим немым.

Коэн есть Коэн

Эпатажный Саша Барон Коэн, которому запрещено было появляться на 84-й церемонии «Оскара», все-таки прорвался туда в образе генерала Аладина из своего нового фильма «Диктатор», который выйдет в прокат в марте 2012 года. Причем пришел он не с пустыми руками, а с урной, в которой находился якобы прах покойного Ким Чен Ира.

Фото www.creativejournal.ru