Намордник для держиморд
Евгений ШИБАРШИН
Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ в Послании народу Казахстана поручил до конца первого полугодия 2012 года подготовить предложения по кандидатурам в «президентский кадровый корпус». Он считает, что современные государства усложняются, требования к управлению повышаются, и с этой задачей должен справиться «квалифицированный политический класс управленцев».
- Специальная комиссия будет подбирать кандидатуры по критериям образования и профессионализма, высоким моральным качествам, инициативности и успешности работы на порученных участках, - предлагает Назарбаев.
Тут, вроде, и повода для дискуссий нет. Именно по этим качествам и нужно подбирать государственных управленцев, способных, по оценке Назарбаева, «составить основу новой управленческой элиты, которой предстоит достойно вести наш Казахстан в 21 веке». Только, спрашивается, почему эти банальности глава государства говорит на 21-м году независимости страны? Неужели мировое финансовое цунами настолько размыло его былую фундаментальную приверженность рыночной стихии, что, вспомнив свое КПССное прошлое, он затосковал по усилению роли государства? Впрочем, как и другие его коллеги по СНГ. Правда, забывают говорить об одной «мелочи»: какое государство они подразумевают? Ведь Назарбаев еще в 1995 году, когда начал создавать «президентскую вертикаль власти», фактически повысил роль государства. Тогда его предупреждали, что предложенная им модель породит чиновничьи держиморды, на которые ни одна система сдержек и противовесов не сможет надеть намордник. В Казахстане сформировалось такое государство, в котором свободному человеку стало трудно дышать. Настолько, что дело дошло до трагедии в Жанаозене.
Казалось бы, Назарбаев после этого должен понять: «политический класс», который он лелеял и холил столько лет, свои прямые функции выполняет из рук вон плохо, и может «подставить» его в любой момент. Однако, судя по тому, что он в очередной раз надеется на некую «специальную» комиссию, которая сможет подобрать кадры для «основы новой управленческой элиты», идет не вперед, а по кругу. Разве не было до сих пор методик отбора людей на госслужбу? Разве перед назначением на политические должности не «вентилировали» всесторонне всех кандидатов? Разве в назидание другим не сажали крупных чиновников за коррупционные преступления? А что на деле?
Там, где государство превратилось в монстра, подмявшего под себя все общество, по-другому быть не может. Причем это не обязательно грубое давление. Есть масса разных способов, когда в щель между правовыми нормами обязательно влезет чиновничий интерес, который зачастую почему-то противоречит интересам гражданина, вынужденного обращаться к государству за прописанной в законе услугой.
Так будет долго. Пока не осовременится суть нашего государства. Обществу не нужен «класс управленцев», ему нужны управляющие, нанятые обществом. Общество должно иметь реальные рычаги воздействия на руководителей исполнительной власти, вплоть до смещения их с занимаемого поста. Тогда они сами найдут способ брать на работу в свой аппарат не по признаку родства, а по профессиональным и моральным качествам.
Материалы номера