Придется пахать целину
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ
В вопросах авторского права «плавают» все
В департаменте юстиции Костанайской области прошел семинар по вопросам соблюдения на практике авторских и смежных прав. На него были приглашены 60 собственников и директоров кафе, баров, ресторанов и представители организаций по управлению правами авторов на коллективной основе.
Из первых пришло человек пять-шесть, из вторых - один представитель, хотя аккредитованных организаций шесть. Явка наглядно говорила об отношении сторон к обсуждаемой теме. Но не только об этом. Мало кто имеет желание публично говорить о вопросе, в котором толком никто не разбирается, что и показал ход семинара. К тому же странно, что по данному вопросу пригласили только собственников и директоров «общепита». Разве только здесь могут, так или иначе, использовать авторские произведения? А кабельное и эфирное телевидение? А филармония, театры, масса физических и юридических лиц, занимающихся обслуживанием свадеб, банкетов и прочих торжеств?
Вопрос актуален. 11 января 2012 года президент страны подписал очередной закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам авторских и смежных прав. В основном изменения коснулись Интернета, но, частью, и иных аспектов авторского права тоже.
За прошлый год органами юстиции области было проведено 67 проверок субъектов есть, порядок постепенно наводится, но и вопросов еще очень много. Причем, как показало данное обсуждение, они происходят не от нежелания исполнять закон и международное право, а от того, что этот вопрос у нас все стороны процесса, как правило, понимают упрощенно и идут по пути наименьшего сопротивления или затрат. Да и существо вопроса мало кому по-настоящему известно.
Касается это прежде всего именно организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе, к которым у предпринимателей нет никакого доверия. Тем более после обнародования осенью прошлого года в СМИ РК сведений из Генеральной прокуратуры, вскрывшей массу фактов присвоения собранных средств такими обществами.
Единственный на семинаре представитель одной из таких организаций оказалась не очень готова к разговору и не смогла толком ответить ни на один прямой вопрос журналистов и других участников встречи.
Главный из них - каким образом собранные с предпринимателей по лицензионным договорам «авторские» деньги доходят до самих авторов и доходят ли вообще? Это так и осталось загадкой. Ссылки на то, что, де, все распределение собранных денег идет в Астане, в головной «конторе», но как именно и кому именно, костанайскому представителю лично неведомо, не только никого не впечатлили, но породили еще большее недоверие к подобным организациям и стилю их работы.
- Не совсем понятны и полномочия организаций по защите авторских прав вообще, ведь они являются сугубо общественными организациями, не наделенными правами контроля и надзора, что прямо следует из указа президента РК № 205-99 года. Каких именно авторов и исполнителей они защищают? Есть ли у них таковые договоры именно с этими авторами? С кем именно и на каких условиях?
- В ходе довольно жаркого и принципиального обсуждения стало ясно, что защитники авторских прав в лице общественных организаций идут в работе не от собственно автора и его творчества к тем, кто может использовать в коммерческой деятельности авторские произведения, как того требует закон, а с точностью до наоборот. Объектом внимания становятся просто стационарные помещения субъектов бизнеса и аппаратура в нем, то есть место, где авторские произведения в принципе могут быть использованы, где вообще что-то звучит или мычит и может являться чьим то авторским произведением, что совершенно не соответствует ни букве, ни духу закона об авторских и смежных правах.
- После семинара стало еще яснее, что вопросы авторского права, так как их надо понимать по закону, это для нас еще целина не паханая и надо приложить всем участникам процесса значительные усилия, прежде всего профилактического, разъяснительного характера, чтобы стало так, как нужно, а не так, как есть.
Материалы номера