Курс - «актуализация индустриализации»
Галина КАТКОВА
В Костанайской области намерены пересмотреть подход к реализации инвестпроектов
Не успело 6 февраля завершиться аппаратное совещание акима области, как Интернет устами собкоров информационных агентств разнес новость: в Костанае создается свободная экономическая зона. По иронии судьбы, первым в массы ушло сообщение о самом сомнительном с точки зрения реализации проекте. О нем глава региона Нуралы САДУАКАСОВ тут же сказал докладчику, своему заместителю Николаю ДЕНИНГУ: «Давайте об этом говорить, когда СЭЗ будет хотя бы как-то проглядывать...»
Про зону...
Это совещание было собрано, как сообщил аким присутствующим, чтобы область «определила свое место» в деле реализации послания главы государства, скорректировала, возможно, какие-то программы, дала отчет самой себе: как и куда развивается ее экономика, сможет ли она обеспечить социальное развитие, на котором настаивает президент... Накануне совещания Садуакасов давал поручения заместителям, чтобы был проведен соответствующий анализ по отраслям. И на тебе - СЭЗ презентуется как нечто свежее. История-то старая. Как с технопарками и бизнес-инкубаторами. Названия звучат, меняются, пропадают в тумане, возникают вновь над какими-то незначительными проектами. Помнится, еще в бытность заместителем акима области Гани Сагиева «Наша Газета» задавала ему вопросы по поводу специальной зоны со льготными условиями для стартового бизнеса на северо-западе Костаная. И тогда речь шла о намерениях, и сейчас дальше не продвинулись.
Аким справедливо заметил, что воплощение идеи выглядит проблематичным. Вряд ли партнеры по Таможенному союзу будут ее приветствовать. А их одобрение для реализации сегодня обязательно. В 2011 году область свободный склад для совместного с компанией «Соллерс» предприятия по производству автомобилей «пробивала» с огромным трудом, через главу правительства. Не любят соседи по ТС, когда у одного из них троих начинают функционировать для предпринимателей режимы, подразумевающие какие-то льготы по налогообложению. А мы на целую 100-гектарную зону со сгустком будущих предприятий металлургии, машиностроения, химии, АПК, стройиндустрии, как докладывал Денинг, претендуем.
Про бойкость и зависимость...
В своем сообщении заместитель акима области, конечно, остановился на вкладе бизнеса в экономику области и вкладе институтов развития в дело если не процветания, то развития этого бизнеса. Вклад был назван особым. За прошлый год 21% платежей от общей массы уплаченных налогов сделали субъекты малого и среднего бизнеса, в денежном эквиваленте это 32,2 млрд тенге. В области действует более 38 000 активных предпринимателей в сфере МСБ, на их предприятиях занято сегодня 148 тыс. человек, которые произвели за год товаров и услуг более чем на 36 млрд тенге.
Выделенные в прошлом году для Костанайской области средства по «Дорожной карте бизнеса 2020» были освоены полностью. Это 175 млн тенге из республиканского бюджета. И целевой трансферт в размере 1 млрд 122 млн тенге на развитие инфраструктуры для бизнеса - тоже освоен.
В области, докладывал заместитель акима, успешно реализуется программа форсированного индустриально-инновационного развития. Введено в эксплуатацию 28 проектов на сумму 24,6 млрд тенге. В текущем году будет продолжена работа по реализации 15 переходящих проектов со сроками пуска в эксплуатацию в 2012 -2014 годах на общую сумму более 205 млрд тенге. Сейчас ведется актуализация Карты индустриализации Костанайской области.
- Когда звучат бойкие доклады, цифры порой кажутся очень большими, - резюмировал Садуакасов. - А если проанализировать, то окажется, что через региональный фонд «Даму» прокредитован лишь 1% предпринимателй. Кто кредитуется, насколько там объективно рассматривается... Я не видел подробного анализа. Это касается всех наших финансовых институтов: фонда финансовой поддержки, аграрной кредитной корпорации, СПК «Тобол». Надо проанализировать их работу, чтобы узнать, можно ли на самом деле, имея серьезный проект, там реально прокредитоваться. Контролирующая работа в этом отношении должна быть усилена. Что касается проектов, о которых мы с вами говорим, они должны быть такими, чтобы могли реально влиять на экономическое развитие региона.
Это, как следовало понимать из контекста совещания, вопрос принципиальный. И предпринимателям, которые претендуют на господдержку своих проектов, следует быть в курсе новых или, по крайней мере, обновляемых подходов исполнительной власти к этому делу.
Ведь еще вчера, ну позавчера, доблестью для области было просто освоить средства в рамках глобальной стратегии индустриализации. Но вот по итогам 2011 года зафиксировали результат. В общем по стране его озвучил президент, предъявив претензии акимам областей за то, что в последние годы хуже идет работа по привлечению инвестиций в регионы. А это не просто последние годы. Это время реализации программы ФИИР, освоения громадных сумм. Какого итога можно было ждать, в частности, по нашей области? Главного - хоть какой-то подвижки в сторону диверсификации костанайской индустрии. Сейчас ведь говорим «промышленность», подразумеваем ССГПО. Бюджет в почти наркотической зависимости от состояния дел на горном гиганте. Чего нужно? Чтобы, получая от республики денежную помощь на модернизацию, расширение производства, мы подрастили бы предприятия, которые хоть в совокупности были бы способны ощутимо поддержать бюджет.
Что вышло? По словам Садуакасова, за последние 4 года доля ССГПО в формировании бюджета удвоилась, дойдя до 62%.
Новые подходы
По поручению нового акима области налоговики проанализировали со своей точки зрения влияние на экономику региона проектов Карты индустриализации области. До 2014 года у нас реализуется 53 проекта, общая сумма инвестиций - 247 млрд тенге.
- Углубленный анализ показал, что только 10 из этих проектов можно отнести к числу реально ориентированных на развитие экономики, - заявил начальник налогового департамента по Костанайской области Абылкаир СКАКОВ. - На них приходится 223 млрд тенге инвестиций и около 3 500 рабочих мест. Отсюда и ощутимый налоговый эффект. Я не говорю, что небольшие проекты не следует поддерживать, но надо реально представлять, каков будет результат.
Аким заметил, что малые предприятия, их проекты тоже нужно поддерживать, создавать ежегодно, чтобы доля их налоговых платежей росла, но признал, что эффект этот все-таки отдаленный.
Одним словом, речь шла о том, что для проектов Карты индустриализации нужен более пристальный и четко ориентированный на специфику области отбор. Налоговики тут же обнародовали предложения.
- Базовыми критериями для вхождения в Карту индустриализации, - сказал Скаков, - по нашему мнению, должны быть такие: среднесписочная численность работающих не менее 300 человек, высокая технологичность, инновационность проекта, обязательно - выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, обязательно - наличие собственных средств инвестора наряду с заемными в целях быстрой окупаемости проекта, а главное - сама стоимость проекта должна быть не менее 1,5 млрд тенге. При развитии такого подхода будет в перспективе дифференцирована экономика области.
Из целого ряда предложений налоговиков предпринимателям наверняка надо быть в курсе следующих. В связи с особенностями формирования бюджета области и надвигающейся рецессией будут «консолидированы усилия налоговых и других государственных органов по созданию условий роста налоговой базы». На вооружение возьмут, например, анализ полноты налоговых поступлений с учетом межотраслевого баланса. (Что мешало раньше это делать, не очень, честно говоря, понятно)
- К примеру, предприятие какой-либо отрасли платит НДС, по этой сумме можно определить добавленную стоимость, производимую предприятием, и сопоставить ее с другими показателями его экономики, в том числе с капиталоемкостью, - объяснял начальник департамента. - В свою очередь, из основных экономических показателей можно вычислить расчетную сумму корпоративного подоходного налога и сопоставить ее с представленной, аналогично можно сопоставить социальный налог. Показатели предприятия можно сравнить и со статистическими показателями в целом по отрасли.
Предложено также создавать вместе с госорганами комиссии по оценке поступлений налогов по предприятиям, признанным победителями конкурсов государственных закупок.
- По итогам прошлого года объем полученных ими от государства средств составил 52 млрд тенге. Такими налогоплательщиками уплачено в целом налогов в бюджет не более 1,8 млрд тенге или 3,5% от объема выделенных средств, - подчеркнул Скаков. - Полагаем, что с учетом средней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности имеются резервы для возврата в доходную часть бюджета не менее 5-15% средств, выделенных из бюджета на государственные закупки. Это своего рода схема возвратного финансирования при получении средств из бюджета.
Такие подходы, такая стратегия. Все предложения налоговиков, в том числе об оптимизации расходной части бюджета, приняты руководством области к рассмотрению.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера