Ледовое шоу на дорогах Костаная
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.
Деньги на очистку добавляют, но наледи на дорогах меньше не становится.
Чтобы убедиться в том, что зимний Костанай опасен как для машин, так и для пешеходов, корреспондентам «НГ» не пришлось тратить много времени. Стоило только проехать по разным районам и выслушать жалобы от пешеходов и водителей, которые поступают в редакцию ежедневно.
Движение по колеям
Судя по состоянию улиц Уральская, Строительная, Рудненская, Гвардейская, Сибирская,чиновники по ним не ездят. Машины накатали колеи в обе стороны и ползут по ним, как по рельсам. По улице Уральской и вовсе опасно двигаться. Дорога покрыта ледяной коркой вперемежку с колеями. По центральной колее машины ездят в двух направлениях. И движение никем не регулируется.
Дорога по улице Гвардейской, в районе клуба «Фараон», сплошной каток. Асфальт кое-где просматривается сквозь толстую корку льда. Видно, что снег чистили, но лед так и остался. Машины либо совсем сбрасывают скорость, либо стараются объехать этот участок по площади около «Фараона». Как пояснили «НГ» в подрядной организации, которая обслуживает эту улицу, (ТОО «АБЗ+»), лед образовался после аварии на водоводе.
- После порыва труб на улице Гвардейской мы несколько раз пытались счистить лед грейдерами, - пояснил главный инженер ТОО «АБЗ+» Валерий МАРЬЕНКО, - но из-за сильных морозов сделать это не удалось. Необходимо ждать потепления. Наледь можно счищать при температуре не ниже -15 градусов.
Очень оживленный участок дороги около СШ № 18, при повороте с улицы Баймагамбетова на Сибирскую. Но все машины движутся на этом отрезке с опаской. Территория школы начинается рядом с дорогой, тротуаров нет, где заканчивается и начинается асфальт под снегом и наледью - не видно. Чтобы попасть в школу, мамочки с детьми и ученики перебегают скользкую дорогу там, где им удобно. Затормозить на обледенелой дороге сложно, вот и едут машины со скоростью 30 км/ч.
Опасна дорога и тем, что в одном направлении машины выкатали колею 20 см глубиной. И если машина в нее заехала, то резкого поворота сделать уже не может. В обратном направлении машины накатали горку. Затормозить здесь практически нереально.
На Уральской машины могут проехать строго по колее.
Дорога через газон
В забытом богом, как его давно окрестили водители, районе КСК заледенелые остановки соседствуют с накатами на асфальте. Снег уплотнился и настолько пристыл к дорогам, что его уже не берет никакая спецтехника. Отбить его можно только вручную. Но людей с ломиками не видно.
Конечная остановка на улице Герцена. Здесь проходит с десяток маршрутов: № 2, № 7, № 9, № 13, № 22, № 25 и другие. Смотреть, как они разворачиваются на заледенелой трассе, страшно. А ехать в автобусе, колеса которого часто не крутятся, а скользят, наверняка опасно.
С улицы Герцена заворачиваем на Курганскую. Транспорт движется строго по накатанным колеям как тут, так и на Каирбекова. Кстати, там, кому нужно повернуть с Каирбекова во дворы между домами № 405 и № 411, приходится еще сложнее. Рытвины и ухабы трудно преодолимы даже пешком, ехать по ним просто невозможно. Находчивые водители вышли из положения. Они накатали дорогу к двум домам по Каирбекова через газон. Ездить между застывших в снегу деревьев оказалось менее опасно, чем по предназначенному для этого заезду.
На улицах Кубеева, Майлина, Мауленова машины, не дождавшись снегоуборочной техники, прокатали себе колею до асфальта своими колесами. И теперь стараются ехать строго по ней.
- Такой гололед, а я не вижу ни одной посыпанной песком улицы или остановки! - возмущается водитель такси Анатолий ПЫШКО, - сколько бываю в России, нигде не замечаю, чтобы дороги так плохо чистили. Везде техника выходит сразу. В Москве снег поливают специальными химикатами, и он тает до асфальта. Как только пересекаешь границу и попадаешь на территорию России, появляется ощущение, что у них снег не идет.
Вредная смесь?
На улице Краснопартизанской, в районе Наримановского рынка, где ходят маршруты № 24 и № 7, даже признаков асфальта нет, сплошная укатанная кочкообразная поверхность. На подъезде к остановке лед намерз до бордюра и образовалась горка с большими ухабами.
- Если автобус подъезжает прямо к бордюру, то потом он буксует и не может тронуться, - рассказывает пассажир Гуля СУЛЕЙМЕНОВА. - Если не заезжает на ледяную горку, то люди не могут по ней дойти до автобуса. На днях мужчина поскользнулся и чуть не оказался под колесами, вовремя зацепился за поручень автобуса. Но спасибо водителям, они стараются подъехать к бордюру. А снегоуборочную технику в нашем районе мы не видели ни разу за всю зиму.
- Под автобусы люди не попадают просто чудом, - жалуется на остановке «Радуга» пенсионерка Вера ГОРДЕЕВА. - Вы посмотрите, здесь же просто ледяные гребни вместо нормального подъезда.
Почерневшие гребни выглядят устрашающе. На них буксуют автобусы, спотыкаются и скользят люди.
Такая же ситуация на ул. Чкалова, между 8 и 7 микрорайонами. На остановке «Апогей», со стороны 7 микрорайона, подъезда к остановке просто нет. Автобусы как едут по колее, так в ней и останавливаются. Остальной транспорт вынужден объезжать их по встречной полосе, которая так же покрыта наледью.
Водители автобусов критикуют работу коммунальных служб. Говорят, при костанайских накатах посыпка песком должна производиться хотя бы два раза в неделю. Тяжелые колеса автобусов, которые каждые 3-5 минут атакуют остановки, за два-три дня «вкатывают» песок в снег. И снова образуется сплошная наледь. Но в Костанае посыпку дорог песко-соляной смесью считают вредной. По крайней мере, этим чиновники из ЖКХ объясняют тотальную наледь на остановках.
Только для резиденции
В районе КСК мы не увидели ни одного посыпанного участка дороги или тротуара. При этом в официальном ответе отдела ЖКХ значится, что «посыпка песком производится по мере необходимости». Очевидно, что для чиновников, большинство из которых не стоит на автобусных остановках и ездит на дорогих «внедорожниках», необходимость неочевидна.
- Очистку конкретных районов от снега и посыпку песком мы выполняем по заданиям отдела ЖКХ. Планерки проходят ежедневно в 16.00, - рассказал «НГ» Сергей ЕВСТАФЬЕВ, директор ТОО «Вескор» (этот подрядчик очищает от снега район КСК - «НГ»). - В последнее время указаний о посыпке песко-соляной смесью остановок и перекрестков не поступало. Нам объясняют, что эффекта от этого не будет. Ведь из-за морозов не произойдет таяния соли, и смесь колеса просто растащат по льду.
По словам Евстафьева, наибольший эффект от ночной посыпки. Движения на улицах меньше, смесь колеса автомобилей по асфальту не растаскивают. Днем, при интенсивном транспортном потоке, песко-соляная смесь не успевает пролежать положенный час, чтобы пошла реакция.
Впрочем, как выяснилось, на отдельных трассах эта смесь эффективна даже в мороз. Единственное место в Костанае, где мы обнаружили посыпанную песком наледь, дорога, которая ведет в резиденцию акима Костанайской области. Несмотря на удаленность поселка Амангельды (бывший Красный Партизан) от центра Костаная, главная его улица - Энергетиков - расчищена до асфальта. Встречаются места на дороге, очищенные не до основания, но видно, что подрядчики старались. И там, где наледь осталась, ее обильно посыпали песком, особенно спуски и подъемы. Остальные улицы в поселке Амангельды покрыты толстым слоем наледи и для чиновников не аргумент, что автобусные маршруты проходят не через резиденцию, а по поселку.
Денег больше, толка нет
Ситуация из года в год не меняется. И ответы из отдела ЖКХ акимата Костаная всегда одинаковые: средства выделяются, подрядчики должны следить за закрепленными улицами. Чистят-то улицы, конечно, подрядчики, а руководят ими чиновники. Тяжелую технику, снегоуборочные машины и грейдеры подрядчики выгоняют только по указанию сверху. А какое сейчас может быть указание - на этот год еще и тендер не прошел. Он запланирован только на конец февраля. Сейчас подрядчики работают по дополнительному соглашению с акиматом, убирая участки, которые были закреплены за ними в 2011 году.
- Ежедневно наши работники с 7 до 16 убирают на закрепленных секторах крупный мусор, очищают от снега остановочные павильоны, - говорит Марьенко, - а проезжую часть и наледь на дорогах мы убираем только по распоряжению акимата. Снегоуборочную технику и грейдеры можем выгнать только по их поручению. По своей инициативе мы не можем очистить от наледи улицы.
Кстати, «стартовый капитал», заложенный в бюджете на очистку снега, в этом году на 130 млн тенге больше, чем в прошлом. В проекте бюджета указано, что в 2011 году на зимнее содержание улиц изначально было выделено 266, 8 млн тенге. В течение года средств добавили и их оказалось 967 млн тенге на весь 2011-й год. На начало 2012 года уже заложено 394,272 млн тенге под очистку снега.
- Уже в феврале к этой сумме добавим около 50-60 млн тенге, - рассказал «НГ» начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай ДОРОШОК, - за счет доходной части бюджета по другим статьям. До конца года сумму могут еще увеличить.
Но это все будет относиться уже к другим снегопадам. Эту зиму костанайцы, видимо, так и будут доживать: скользя и падая...
Материалы номера