Не перекручивать
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Особенности зимней эксплуатации двигателя
В предыдущих выпусках уже давались советы, связанные с зимней эксплуатацией автомобилей. Но до наступления тепла пока далеко и вполне возможно, что водители еще не раз могут столкнуться с неприятностями, специфичными для холодного времени года. Что нужно делать в таких случаях? Свои советы по этому поводу дает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Зимой некоторые водители по незнанию сами создают себе проблемы. Поэтому вначале о том, чего делать не надо. Например, приходилось наблюдать такую картину: холодным утром водитель заводит двигатель и начинает его гонять на высоких оборотах. Спешит, наверное, и, надеясь на современные марки моторного масла, хочет таким способом быстрее прогреть двигатель. Забыв при этом золотое правило: чем больше обороты, тем большая вероятность поломки.
Дело в том, что с увеличением частоты вращения коленвала резко возрастает инерционная масса деталей мотора. Их движение может разсогласоваться. Первыми страдают выпускные клапаны: к моменту прихода поршня они не успевают закрыться и получают удар, от которого разрушаются. После чего начинают ломаться другие детали.
Перекрутить двигатель можно и во время движения, когда автомобиль уже набрал высокую скорость, а водитель по ошибке включает пониженную передачу.
В некоторых современных автомобилях максимальная частота вращения ограничивается программой электронного блока управления. Мало подвержены перекручиванию и двигатели с автоматической коробкой передач, в которых переключение передач согласовывается с программой изменения вращения. В механических коробках этого нет. В таком случае при прогреве холодного двигателя обороты не должны превышать средний уровень. Если у бензиновых моторов разной конструкции средние обороты в пределах 2500 - 3000 оборотов в минуту, то при прогреве лучше ограничиться 1500 оборотами. Для дизелей эта величина 1000 - 1500 оборотов.
Чтобы не терять время на прогреве, рекомендуется подождать, когда двигатель после запуска наберет устойчивые обороты в вышеуказанных пределах, а затем выезжать и двигаться на малой скорости. Мотор под нагрузкой прогревается быстрее.
Теперь о других «сюрпризах», с которыми водители иногда сталкиваются зимой. Выезжая после длительной стоянки, при повороте руля вы услышали писк. Не спешите в мастерскую. Если в вашем автомобиле установлен гидроусилитель руля (ГУР), то вполне возможно, что жидкость в его цилиндре еще не прогрелась, и этот писк издает клапан, который перепускает возникающее в таких случаях излишнее давление. Советую либо остановиться и подождать, пока ГУР прогреется, либо продолжать движение, но не делать крутых поворотов. Если этот звук не проходит, нужно ехать в мастерскую.
Не раз приходилось слышать о том, что в зимнее время водители во время движения машины начинают чувствовать биение руля. Первое, что приходит на ум в таких случаях - нужно устранить дисбаланс колес. Такое возможно, поэтому баланс следует проверять регулярно. Но зимой бывают и другие причины. Осмотрите внутреннюю часть дисков колес. На них может налипнуть снег. Такое происходит, когда вы съехали с дороги и остановились в сугробе. Теплые детали могут подтопить снег, и он прилипает к внутренней части диска. Выехав после этого на трассу, вы можете почувствовать биение руля.
Со снегом бывают и другие неприятности. Когда автомобиль заезжает в сугроб, снег может набиться под щиток, защищающий картер двигателя. От тепла он начинает подтаивать, в результате между щитком и картером образуется кусок льда. Выехав, вы можете услышать посторонний шум: в нижней части двигателя что-то стучит. Не спешите в мастерскую, вначале посмотрите, что находится под защитным щитком.
Материалы номера