Ощущение реальности

Так выглядит современный шлем виртуальной реальности

По материалам www.reviews.ru

Шлем виртуальной реальности - устройство, позволяющее частично погрузиться в мир игры, создать зрительный и акустический эффект присутствия в заданном компьютером пространстве. Представляет собой пояс, надевающийся на голову, снабженный видеоэкраном и стерео- или квадрофонической акустической системой. Шлем создаёт объёмное изображение, подавая две разные картинки каждому глазу. При помощи гироскопов шлем фиксирует изменения положения головы в пространстве.

 

На всю голову

Первые шлемы появились примерно 10 лет назад. В то время понятие шлема виртуальной реальности лучшим образом описывали представленные на рынке решения, которые были выполнены в виде настоящего шлема весом в несколько килограммов и внешне напоминали шлем скайуокера. Качество и возможности шлемов первого поколения, по тем временам, были просто фантастическими, однако очень высокая цена делала виртуальную реальность доступной лишь избранным. Остальным оставалось только завидовать и в мечтах представлять, насколько круто поиграть в Doom 2 в шлеме.

Но так было в самом начале. Впоследствии многие производители представили собственную реализацию эффекта виртуальной реальности. Так, на рынке появились недорогие очки, стекла которых имеют активный LCD-затвор, открывающийся с высокой частотой и в определенной последовательности, позволяя создать ощущение объема, когда плоскость экрана перестает быть барьером между пользователем и виртуальным игровым пространством. Теперь объекты могут «выходить» за пределы монитора, создавая самые необычные эффекты и непредсказуемую реакцию пользователя. Однако такие очки способны лишь создать эффект стереоизображения, а вот погружения в виртуальную реальность получить с их помощью очень сложно.

Долгое время на рынке присутствовали модели шлемов со встроенными мониторами, выполненными по технологии LCOS (некая разновидность LCD-дисплеев), которые до последнего времени считались наиболее продвинутыми как с точки зрения качества, так и с точки зрения глубины эффекта погружения в виртуальную реальность. Изменить ситуацию удалось относительно недавно, когда небольшая компания eMagin представила свой релиз шлема виртуальной реальности.

 

OLED-дисплеи

Технология OLED стала активно применяться в потребительских приборах относительно недавно. В отличие от LCD-экранов, где яркий белый свет подсветки, проходя через матрицу активных затворов и цветовых фильтров, формирует изображение, в технологии OLED каждый пиксель, состоящий из трех органических светодиодов микроскопического размера, излучает свет, что позволяет заметно улучшить качество картинки, обеспечив надлежащий уровень яркости и контраста. При этом такие дисплеи имеют достаточно высокое время отклика и разрешение (800х600), такое же, как в лучших моделях шлемов с активными матрицами.

Эту технологию применили создатели виртуального шлема eMagin Z800 3D Visor. Оптическая конструкция каждого монитора обеспечивает уникальный эффект «присутствия в кинотеатре» перед большим экраном, диагональ которого составляет 105 дюймов на расстоянии 3.5 м, что особенно важно при просмотре видео, особенно в стереоредакции, когда создается реальное ощущение присутствия в IMAX.

 

Главное, чтобы удобно сидел

Важнейшая особенность любого шлема виртуальной реальности - жесткость фиксации и удобство для пользователя. Дело в том, что во время активной игры плохо закрепленный шлем может сдвигаться относительно первоначального положения, что вызывает разрушение стереокартинки. Для решения этой проблемы разработчики того же eMagin Z800 3D Visor использовали набор жестких и мягких креплений, а также возможность регулировки положения микродисплеев, в том числе и расстояние между оптическими осями, что позволяет добиться максимально высокой четкости практически для любого пользователя.

Для обеспечения наиболее естественного поведения игрока в предложенных условиях шлем  оборудован так называемым трекером, устройством, позволяющим определять положение игрока в пространстве. С его помощью реализована функция mouselook, которая применяется в современных играх для панорамного обзора пространства. Другими словами, во время игры вам достаточно повернуть голову в сторону и вы сможете посмотреть, что происходит справа и слева от вас. В результате управление игрой становится более естественным и интуитивным.

 

Использовать с осторожностью

В руководствах по эксплуатации очков и шлемов виртуальной реальности рекомендовано пользоваться ими не более часа, после чего необходимо сделать 10-15 минутный перерыв. Однако специалисты рекомендуют сократить активное время до 30 минут с 10-минутными перерывами. Помните, что если вы не ощущаете усталости глаз, то это не означает, что можно продолжать играть.

В Костанае шлемы и очки виртуальной реальности используются крайне редко, практически не продаются. В соседнем Челябинске ими оснащены солидные геймерские клубы. К сожалению, эта игрушка все еще дороговата. eMagin Z800 3D Visor стоит около $1400. Шлемы предыдущих поколений $700-800. Примерно столько стоят в России и очки.