Смена конфигурации
Евгений ШИБАРШИН
Кадровые назначения, которые произошли в Казахстане после выборов, напоминают номенклатурную революцию. Но, вглядевшись в новых назначенцев, видишь знакомые лица. Не очередная ли это кадровая перетасовка, помогающая авторитарной системе держать себя в хорошем управленческом тонусе?
Похоже, теперешняя перестановка президентской номенклатуры далеко не рядовая, а недавние досрочные выборы мажилиса - лишь одна из форм кадровой ротации. Реального политического плюрализма в новом составе нет, поэтому можно считать, что ссылка инициаторов самороспуска на желание сформировать многопартийный Парламент оказалась ширмой. Истинные «изобретатели» этой акции спрятали за ней свое желание укомплектовать законодательный орган людьми, с помощью которых Назарбаев мог бы эволюционно изменить конфигурацию власти. Проще говоря, понадобился такой мажилис, которому можно доверить расширение влияния на правительство. Этим и объясняется «высадка» в Парламенте большого десанта чиновников - они лучше будут ощущать новую границу раздела власти, которую хочет установить Назарбаев.
При таком подходе избрание спикером палаты первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Нурлана Нигматулина вполне логично. Через него партия, имеющая подавляющее число депутатских мандатов, будет в большей степени вовлечена в управление государственными делами. Именно - «вовлечена». Без передачи ей основных рычагов власти.
В соответствии с этой задачей нужно менять подходы и в работе правительства. Тут тоже нужны новые люди. Как бы это не казалось парадоксальным, но заточенность кадровых перемещений под названную выше цель ярко просматривается как раз по человеку, который в должности главы правительства держится рекордное время.
Отставку Карима Масимова предрекали несколько раз, но даже после трагических событий в Жанаозене Назарбаев не стал использовать его в качестве жертвы, которую чиновничество в таких случаях приносит на алтарь общественного мщения. Чем же Масимов так дорог президенту? Ближе к истине, очевидно, российские эксперты, которые увидели в нем эффективного кризисного менеджера. Сколько бы в Казахстане ни критиковали антикризисную программу, но экономика страны из первых накатов глобального финансового кризиса действительно вышла с минимальными потерями. Сейчас Масимов сам говорит о неизбежности второй волны кризиса, и кому, как не человеку, уже получившему опыт работы в такой ситуации, не доверить экономику страны? Дав ему в помощники вице-премьера Серика Ахметова. Их не надо убеждать, что спасение Казахстана - в развитии собственного производства.
Дорог он главе государства и потому, что прагматично оценивает преимущества экономической интеграции с Россией и Беларусью. Он знает «тонкие» места этого непростого процесса. Тогда зачем вводить туда нового человека? Подкрепить его силы единомышленником - это нужно. Похоже, именно с этой целью вице-премьером назначен Кайрат Келимбетов.
И последнее. Карима Масимова постоянно характеризуют как человека, не имеющего властных амбиций, способного договариваться. Это означает, что передел власти между правительством и Парламентом будет происходить не так болезненно.
Материалы номера