Такси по правилам и без них

«Неправильных» такси с «гребешками» в Костанае больше, чем законных, но все нелегалы работают

Ольга ЛИХОГРАЙ

Реально ли привести частных извозчиков к общему знаменателю

В Костанае сегодня больше половины фирм такси работают незаконно. По результатам очередной проверки, которая прошла в конце прошлого года, оказалось, что из 26 фирм лишь 11 соответствуют установленным для них требованиям. И только эти 11 заключили договоры с акиматом Костаная на перевозку пассажиров и могут продолжать деятельность.

Штрафы не пугают

Однако на улицах города работают и те, и другие. В транспортной инспекции говорят, что реальных методов воздействия на таксистов, оставшихся вне закона, пока нет. Владельцы фирм, занятых извозом, уверяют, что готовы исполнять требования, но закон, регулирующий их деятельность, довольно скользкий.

На данный момент деятельность частных такси регулируют два нормативных документа. Закон об автомобильных перевозках был принят в 2003 году. В 2011 году на уровне постановления правительства РК утвердили Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

- Это повысило их статус и конкретизировало требования, предъявляемые к таксофирмам, - отмечает главный специалист филиала ГУ «Межрегиональная инспекция транспортного контроля «Солтустик» по Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областям № 1» Асхат АКШУКИН. - К требованиям относятся обязательное составление договоров с акиматом на перевозку пассажиров, наличие шашечных поясов, таксометров и так далее.

Правила перевозки постоянно изменяются. На бумаге. А в реальности автомобили некоторых частных извозчиков пока не удается даже опоясать шашечками.

Только за 2011-й год транспортно-коммуникационным комплексом было выписано 150 протоколов за несоответствия автомобилей таких таксистов нормам. Штрафы составили от 5 до 15 МРП.

- Заметить машину нелегального таксиста несложно. По закону на автомобиле должен быть шашечный пояс высотой 30 см, длиной 1 метр, внутри - таксометр, - перечисляет Акшукин. - Рейды мы проводим совместно с сотрудниками городского акимата, дорожными полицейскими в течение двух-трех дней. Через три-четыре дня нелегальные таксисты снова появляются на прежних местах. Мы ведь не можем организовать за ними круглосуточное наблюдение.

Штрафы, по мнению Акшукина, таксистов не пугают. За любое нарушение - 5 МРП с водителя. Владелец фирмы, в которой обнаружили не соответствующие требованиям машины, может получить от 10 до 15 МРП. То есть минимум 7 000 тенге, максимум 21 000 тенге, которые можно заплатить и спокойно ездить дальше до очередного рейда.

Скользкий закон

В акимате говорят, что в Правилах перевозки пассажиров есть еще пункт, обязывающий частных извозчиков выкрасить автомобили в единый цвет. В какой именно - так до сих пор и не определились, поэтому и не спрашивают за это с таксистов. Правила, на самом деле, гораздо жестче, объяснили в акимате, но таксисты отказываются исполнять даже элементарные требования.

- Закон есть закон, и ему нужно следовать, - высказывает свое мнение консультант такси «Сункар» Адильбек БЕКБУЛАТОВ. - Но он постоянно меняется, в правилах нет конкретики. К примеру, всего год-два назад шашечный пояс нужно было наносить на автомобиль краской. Водители, работающие на своих машинах, отказывались это делать. Ведь, уйдя из такси, они вынуждены были бы тратить деньги на перекраску автомобиля. Наше такси первым прикрепило на машины магнитные пояса, и нас за них начали штрафовать. Сейчас их уже разрешили.

На одном из последних совещаний представители дорожной полиции заявили костанайским таксистам, что в каждой машине должен быть GPRS-навигатор. Тогда полицейские смогут быстрее сориентироваться в случае нападений на водителей. Но даже оборудование таксометром и автомобильным кассовым аппаратом, как того требуют правила, влетает владельцам в копеечку. Два этих прибора, установленных в одной машине, стоят около 60 000 тенге.

- Хотя мы на практике убедились, что клиенты отказываются ездить по таксометру, - говорит Бекбулатов. - В Костанае давно сложились цены на перевозки в зависимости от районов. Таксометр начинает отсчет сразу с 200 тенге. То есть клиент сел в машину и уже обязан отдать 200 тенге плюс оплата по километражу.

Владельцы других такси также считают, что закон об автомобильных перевозках довольно скользкий. Конкретизировать его можно с помощью специальных правил местной исполнительной власти. Но они, говорят предприниматели, должны быть разработаны с учетом костанайской реальности, а не каких-то общих норм.

Кстати, уже в первом квартале этого года, по словам сотрудников транспортной инспекции, в правилах снова появятся дополнения. В частности, планируют ввести контроль за диспетчерским оборудованием и работой самого диспетчера. Спасут ли очередные нововведения от неразберихи на рынке такси, трудно сказать.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА