Разброд и шатание

«Партии в Казахстане строились не на идеологии, а на желании взять себе кусочек власти»

Евгений ШИБАРШИН

В понедельник суд отклонил иск партии «Руханият» к Центризбиркому, снявшему партию с выборов в мажилис. Поводом стал результат проверки соблюдения устава этой партии при организации съезда - Генпрокуратура пришла к выводу, что данный форум прошел с нарушениями.

«Руханиятовцам» можно было бы посочувствовать - дескать, с кем не бывает. Хотя прошерсти подобным образом все партии, вполне возможно, что аналогичные казусы обнаружатся и у других. Но никто из членов этих партий заявлений о нарушениях в надзорные органы не подавал. Чего не скажешь о «Руханияте». Причем просигнализировала ее создатель - Алтыншаш Жаганова. Правда, несколько лет назад руководящий портфель она передала Серикжану Мамбеталину. Сейчас дело дошло до того, что после злополучного съезда они организовали исключение друг друга из партии. Тем не менее Жаганова собрала 6 января другой съезд и вновь возглавила свое детище.

Все эти чудачества на партийном поле можно бы отнести к индивидуальным особенностям некоторых граждан, которые в истории суверенного Казахстана хотели занять место более значимое, чем им предписано свыше. Но там ведь были и другие партийцы. Они приехали на один съезд, потом - на другой. Первый раз слушали одного идейного бойца, через несколько дней внимали устам его противника. И что теперь у них в голове? Чем это все закончится? Расколом?

К сожалению, партийное строительство в Казахстане еще с середины 90-х годов не столько пошло по пути формирования идеологий, отражающих интересы различных социальных слоев, сколько определялось желанием отдельных групп национальной элиты взять хотя бы кусочек власти. Причем, учитывая авторитарный тип политической системы Казахстана, ни одна из партий не рассчитывала, что, получив какие-то властные полномочия, она будет нести ответственность перед народом за ситуацию в стране. Даже в «Нур Отане» сегодня прекрасно понимают, что вся ответственность лежит на органах исполнительной власти, а их эта партия не формирует. 

При такой системе партии могут обещать избирателям золотые горы. Но как только кто-то начинает «приземлять» свои программы и думать не только о тактике, но и о стратегии, невольно возникает необходимость в идеологии. Вот тут-то и возникает возможность раскола. Так в свое время случилось в «Ак жоле», когда появилась группа, более четко формулирующая политические цели среднего бизнеса. Нечто подобное произошло в Компартии Казахстана, когда в ее руководстве появились люди, склонные к социал-демократии. Даже в «Руханияте», проповедовавшем «зеленые» ценности, стоило только позвать к себе одного из лидеров национал-патриотического движения Мухтара Шаханова, как сразу же возникли проблемы.

До последнего времени все названные трансформации относили к «проискам» политтехнологов Ак Орды. Тут спорить трудно. Но даже если все это кем-то сознательно организовано, раскол происходит не только на основе симпатий или антипатий к личности руководителя партии. За этим стоят идеи. Беда в том, что эти идеи до сих пор не оформлены в систему взглядов, а это значит, что разброд и шатание будут продолжаться. Чем и воспользуется теперешняя власть.