Поправки - дело рядовое?
Обращает на себя внимание скоротечность принятия Парламентом изменений и дополнений в Конституцию. Внесение поправок в Основной закон - дело серьезное, которое затрагивает судьбу общества, государства и каждого гражданина. Тем более, если речь идет о расширении конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина, перераспределении полномочий между ветвями власти, предоставлении первому президенту права неограниченное число раз баллотироваться в президенты республики. Все эти обстоятельства, казалось бы, должны были вызвать в Парламенте неторопливое и серьезное обсуждение данных поправок. Тем не менее депутаты Парламента, видимо, посчитали, что внесение поправок в Конституцию - дело техническое, если не рядовое, и можно быстро их принять, даже без всенародного обсуждения. И это несмотря на то, что принятие Парламентом других, не менее нужных стране законов, например, Трудового кодекса, затягивалось годами.
В результате вторые по счету изменения и дополнения в Конституцию 1995 года были приняты, как и первые поправки, по предложению президента, то есть без вынесения на референдум. Зато теперь уже новая редакция действующей Конституции будет предусматривать еще более усложненный порядок внесения поправок - в основном через референдум, и то, если на референдуме проголосуют «за» или «против» не менее двух третей избирателей от числа принявших участие в референдуме.
Повлияют ли поправки в Конституцию на укрепление демократии, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение объективности и беспристрастности судебной власти и ее независимость от исполнительной власти, покажет время. Как говорят, поживем - увидим.
Сымбат УКИН, кандидат юридических наук, Костанай
Материалы номера