Ученье - свет и деловые связи
Галина КАТКОВА
Предприниматели оценивают стажировку
Руководители и сотрудники 3-х частных предприятий Костанайской области побывали на бесплатной стажировке в ФРГ. Так для них завершилось участие в проекте «Деловые связи», который входит в программу «Дорожная карта бизнеса 2020». В числе 21 предпринимателя со всего Казахстана, сообщает Фонд развития предпринимательства «Даму», учились трое наших. Месяц в Берлине, в международном образовательном центре проходили обучение заместитель директора ТОО «Издательский дом» Ольга Ли из Костаная, ИП Леонид Булудов из Житикары и директор костанайского ТОО «Азимут» Валентин Хаданович.
Бесплатная стажировка в Германии - второй этап обучения по проекту «Деловые связи». Первый, в котором участвовали 23 предпринимателя из Костанайской области, включал обучение на уровне республики на базе «Назарбаев Университета», и дистанционные тренинги.
- В ходе первого этапа каждому участнику требовалось составить для своего предприятия бизнес-планы по модернизации, развитию производства, - рассказывает главный менеджер по нефинансовой поддержке регионального филиала АО «Фонд поддержки предпринимательства «Даму» по Костанайской области Динара ОРЫМБАЕВА. - Эти планы, их реализуемость и стали основой для отбора на второй этап обучения за рубежом.
Отбор проводили германские эксперты. Те, кто попал на стажировку, были выбраны из претендентов, которых было около ста человек по стране. Что получили там наши предприниматели, как оценивают практическую пользу от этой поездки? Всем стажерам понравилось, что кроме лекций им дали возможность побывать на немецких предприятиях, своими глазами увидеть немецкий бизнес, оценить его с практической точки зрения.
- Производство бумажной упаковки, на котором я побывала, - образец систематизации рабочего процесса, выстраивания трудовых взаимоотношений, распределения обязанностей, работы над качеством продукции, - рассказала «НГ» заместитель директора ТОО «Издательский дом» Ольга ЛИ. - Кроме того, я укрепила свое мнение о необходимости внедрения на наших предприятиях системы менеджмента качества. На мой взгляд, сегодня это не дань моде и даже не только ключ, открывающий выход на международные рынки, а процесс, который в первую очередь способствует систематизации и повышению эффективности производства.
Ее также впечатлили четкой организацией производства в целом машиностроительные предприятия, на которых удалось побывать.
Само собой, раз на стажировку ехали не новички в бизнесе, каждому хотелось за месяц в Германии попытаться наладить с немецкими предпринимателями личные деловые контакты, присмотреть для себя оборудование, прозондировать возможности для экспорта. Возможность для этого была.
- Оборудования, к сожалению, нужного я не нашла, - говорит Ольга Ли, - но контакты с производителями установлены, нам предложили рассмотреть по оборудованию альтернативные предложения для расширения возможностей нашей линии по производству гибкой упаковки.
- У меня одной из целей посещения Германии было желание оценить возможности экспорта в Германию своего товара. Мы производим экологически чистые растительные масла - горчичное, льняное, востребованные сегодня в Европе, - сказал директор ТОО «Азимут» Валентин ХАДАНОВИЧ. - Жизнь идет, бизнес развивается и, я уверен, Казахстан в конце концов перестанет быть страной преимущественно сырьевого экспорта. Кстати, в этом плане чего нам не надо делать, так это обольщаться. Содействуя нашей стране в таких образовательных проектах, немецкая сторона одновременно использует их как возможность изучения нашего рынка через общение с предпринимателями и проникновения в него. Германия, безусловно, больше настроена на экспорт своего, чем на импорт чужого. Нам предлагали, например, присмотреться к оборудованию, которое некоторое время уже отработало на немецких предприятиях и теперь, соответственно, подешевело... А в целом такие стажировки еще помогают объективно оценить себя, уровень своего бизнеса на фоне такого развитого, как в ФРГ. Маленькая подробность о разнице уровней. Если наш агропромышленный комплекс добился того, что производит валовой продукции за год на $8,5 тыс. на душу населения, то в Германии - примерно на 10 тыс. евро в месяц. Что касается качества обучения, то все было организовано на самом солидном уровне. Пользоваться такими возможностями нашим предпринимателям стоит.
Материалы номера