Включите совесть!

«Людям, попавшим в беду, некуда обратиться за помощью. Нет у нас культуры благотворительности»

Вадим СОБОЛЕВ

На международной научно-практической конференции «СМИ и благотворительность», организованной ОЮЛ «Ассоциация благотворительных организаций», представитель Казахстана, известный журналист Роза ТАУКИНА привела пример работы республиканской газеты «Свобода слова» по проектам «Школа милосердия» и «Помоги ближнему».

Сначала газета просто публиковала истории о детях, нуждающихся в помощи, размещала письма читателей. Затем по первому проекту журналисты стали применять адресные обращения от конкретных детей к потенциальным благотворителям и спонсорам из числа казахстанских политиков и бизнесменов. Причем в газете публикуются имена и фотографии и тех, кто откликнулся и помог, и отказавших в поддержке сиротам, инвалидам и больным детям. Эффект и отдача огромные. По второму проекту уже обычные люди со скромным достатком могут помочь детям деньгами, вещами и добрыми делами.

Зачастую наши журналисты, в том числе и костанайские, публикуя материалы о реальных людях, нуждающихся в помощи, берут на себя обязанности социальных работников и госслужащих, навещая героев своих публикаций, следя за их судьбой, выбивая льготы и квоты, помогая  оформлять документы, находя волонтеров. Проект помощи инвалидам в организации своего дела успешно реализует уже несколько лет «Наша Газета».

Но, к сожалению, в Костанае, людям, попавшим в беду, практически некуда обратиться за материальной и финансовой помощью. Нет у нас культуры благотворительности. В Ассоциацию практикующих психологов порой обращаются люди, пострадавшие от псевдорелигиозных объединений, которым, помимо психологической и юридической помощи, требуется и временное жилье, и еда, и одежда. Похожая ситуация с многочисленными бомжами, которые скоро вновь заполнят травматологическое отделение городской больницы. Коснется это и некоторых вышедших из мест лишения свободы по амнистии. Наш же «социально ответственный бизнес», вынужденный иногда жертвовать в добровольно-принудительном порядке по призывам районных акимов, сам не спешит помогать ближнему.

Между тем некоторые религиозные объединения организовывают бесплатные обеды, раздают одежду, демонстрируют знаки внимания и сострадания к попавшим в трудные жизненные обстоятельства людям. И люди, напрасно ждущие помощи от государства, идут туда, где им помогают. В принципе, о всех тех людях, о которых не думает и не заботится  власть, могут «позаботиться» представители различных религиозных течений. Станут ли эти люди впоследствии поддерживать законную власть или будут приверженцами, к примеру, идеи халифата или «царства Иеговы на земле» - отдельный вопрос. Кстати, в новом Законе «О религии» сказано о недопустимости принудительного вовлечения в религиозные объединения граждан посредством благотворительной деятельности с использованием материальной или иной зависимости. 

Думаю, государство еще имеет  возможность лишить экстремизм и терроризм социальной опоры и возможности использовать призывы к социальной справедливости, решая социальные и экономические проблемы своих граждан.