Пишем письма омбудсмену
Галина КАТКОВА
С начала этого года к Уполномоченному по правам человека в РК поступило 965 обращений. И из них, например, от акмолинцев - 52, североказахстанцев - 22, костанайцев - 116. Для сравнения - за весь 2010 год из нашей области омбудсмену пришло всего 43 жалобы.
Статистику дал в Костанае на заседании круглого стола по проблемам взаимодействия с местной властью руководитель Национального центра по правам человека Вячеслав КАЛЮЖНЫЙ.
- Из них 30 - жалобы на правоохранительные органы, 31 - на систему исполнения наказаний, большинство из которых - просьбы дать возможность отбывать срок по месту жительства, 18 обращений - по поводу несправедливых приговоров и решений суда, остальные - по 2-3 жалобы - на невозможность обрести нормальные жилищные условия, волокиту, бюрократию при обращении в госорганы, - сказал Калюжный, отвечая на вопрос корреспондента «НГ».
Офис Уполномоченного по правам человека - и это особо подчеркнул Калюжный - принимает обращения и по электронной почте. Порядок подачи обращений разъяснен, а форма размещена - на сайте www.ombudsman.kz.
В Костанайскую область руководитель Национального центра по правам человека прибыл, чтобы посетить медико-социальные, пенитенциарные учреждения, а также обсудить возможности более эффективного взаимодействия с местной властью. Пока, отметил Калюжный, с госорганами нет четко скоординированной работы. Некоторые чиновники даже не знают о статусе Уполномоченного по правам человека как независимого, но при этом государственного правозащитного института, а потому отделываются от его запросов отписками.
Заместитель акима области Серик БЕКТУРГАНОВ назвал встречу за круглым столом особенно полезной для госорганов.
- Для понимания теми, кто в них работает, сути и значения защиты прав человека, - отметил он. - Потому что мы иногда, выполняя свои государственные обязанности, забываем как раз о человечном подходе. Госслужащий у нас очень зарегламентирован. Не прописаны обязанности - нет действий, нет и спроса. А в жизни много неформальных ситуаций, по поводу которых люди обращаются. И я видел бы одну из функций нашего с вами сотрудничества в выявлении и устранении пробелов в нормативно-правовых актах.
Одна из таких «неформальных» ситуаций недавно разрешилась после обращения к омбудсмену. Казахстанца, пострадавшего в России и оставшегося там беспомощным инвалидом, усилиями трех костанайских департаментов привезли в Рудный, помогают, выправляют документы.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера