Нужна новая графа?

Вадим СОБОЛЕВ

Возможной причиной терактов в Атырау, ответственность за которые взяла на себя некая организация «Солдаты халифата», стало требование террористов отменить новый закон о религии. Конечно, этот закон принимали в спешке, он «сырой», недоработанный. Но я считаю, что отменять его, тем более в угоду террористам, ни в коем случае нельзя.

Однако нельзя и не заметить интересную тенденцию. Недавно под подозрение в связях с экстремистами и поддержке незаконного религиозного объединения «Таблиги Джамаат» попал судья Актюбинского областного суда. Руководство суда решило избавиться от неблагонадежного служителя Фемиды, хотя он заявляет, что всего лишь исповедует традиционный ислам. Судья, посчитав, что за ним была организована незаконная слежка и нарушено его право на свободу совести, подал в суд на ДКНБ области. Почти одновременно в Сети появились утверждения, что известный депутат Мажилиса Бекболат Тлеухан является ваххабитом.

Что это - просто совпадения, или подобные обвинения становятся средством воздействия при дележе должностей и расправе с неугодными? Когда-то в советских анкетах были графы «партийность», «наличие родственников за границей». Сейчас, наверное, появится графа «вероисповедание» или «отношение к религии», недаром уже призывников анкетируют на причастность к тому или иному религиозному объединению.                                                                           

В Костанайской области уже 4 года действует проект «Повышение информационной грамотности населения по вопросам современных религиозных течений». Специалисты проекта занимаются просветительской, информационной, профилактической работой. Уверен, что не силовые меры или репрессии, а просвещение граждан должно стать во главу угла. Разумеется, осуществление права на свободу совести не должно ограничивать права других людей. И, конечно, решение социальных и экономических проблем оставит экстремизм и терроризм без опоры среди некоторой части населения.

Что радует в новом Законе «О религиозных объединениях и религиозной деятельности» - это статьи, защищающие права детей, имущественные права граждан, попавших под влияние псевдорелигиозных объединений, запрет на распространение религиозной литературы вне культовых зданий. Важна глава о религиоведческой экспертизе. Но кто будет ее проводить, где взять специалистов? Не совсем ясен вопрос с молельными комнатами и возможностью проведения религиозных обрядов в местах содержания под стражей и отбывания наказания. Пункт 3 статьи 7 закона не допускает проведение (совершение) религиозных обрядов и церемоний в государственных учреждениях. Хотя высокопоставленный чиновник КУИС на круглом столе, проведенном  недавно в Костанае, в ответ на мой вопрос по этой теме, заметил, что в пенитенциарной системе права верующих нарушены не будут.

Закон  принят - без тех поправок и изменений, что предлагали правозащитники. Вопрос: насколько закон будет эффективен? Принципиальный вопрос: как, пресекая деятельность деструктивных сект, не нарушать конституционные права верующих? Эти вопросы пока остаются без ответа.