Нужно «переобуться»

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как выбрать шины для сезона?

По календарю вроде бы еще осень, но в наши края уже пришла зимняя пора. Водители активно начали «переобувать» свои автомобили на зимние шины. Кто-то это делает уже не первый раз и в советах не нуждается. Но для начинающих автолюбителей этот зимний сезон, возможно, первый, поэтому несколько простейших рекомендаций опытного человека не помешают. Их дает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- При переходе на зимнюю резину многие водители сегодня предпочитают шипованные шины. Если они не новые и вы их уже использовали в прошлом зимнем сезоне, то перед установкой обязательно проверьте сохранность на них шипов. Во время эксплуатации часть шипов обязательно выпадает. Специалисты утверждают, что в случае, если без них окажется более 25% площади шины, то оставшиеся нужного эффекта давать не будут. Есть «умельцы», которые на место выпавших шипов готовы поставить новые. В этом нет никакого смысла - посадочные места уже так разработаны, что новые шипы держаться в них не будут.

Нужно учесть и еще один момент. Мало кто знает, что в случае, если вы поставили шины, потерявшие в прошлый сезон шипы, нужно обязательно сделать балансировку колес. Шипы вроде бы имеют маленький вес, но даже эта потеря приводит к дисбалансу, создающему дополнительные динамические нагрузки на подвеску, шаровые опоры, рулевые тяги и приводит их к преждевременному износу.

Для тех, кто ставит новую ошипованную резину, хочу напомнить о необходимости ее обкатки. После установки 500-600 км нужно ездить со скоростью не более 60 км/ч, не допускать в это время быстрого разгона и резкого торможения. Шипы, качаясь во время движения, должны получить возможность острыми бортиками «выбить» себе место, после чего они будут хорошо держаться.

Для того, чтобы ошипованные шины давали нужный эффект и служили дольше, нежелательно допускать снижения давления в них ниже установленных норм. Поэтому давление нужно проверять чаще. Некоторые специалисты даже советуют давление в таких шинах поддерживать на 0,2 атмосферы выше обычного.

В течение зимы рекомендуют ошипованные шины 1-2 раза менять местами - передние на задние. Так будет лучше поддерживаться устойчивость движения автомобиля. В случае интенсивной эксплуатации - через 5000 км пробега производить дополнительную балансировку колес.

Шипы имеют достоинства, но и не свободны от недостатков. Известно, что на асфальте они не только создают дополнительный шум, но и снижают тормозящий эффект, делая его хуже, чем у обычной шины. Поэтому, если вы зимой чаще двигаетесь по дорогам, которые освобождаются от снега, то лучше использовать обычные зимние шины. Даже при условии, что идеально очищенного дорожного покрытия у нас не бывает, при соблюдении определенных мер предосторожности такой вариант вполне приемлем. Тем более что переход с летней резины на зимнюю рекомендуют производить уже при температуре наружного воздуха +5 (некоторые советуют даже при + 7) градусов C. В это время резина летних шин начинает «деревенеть», что отрицательно сказывается на плотности ее «прилипания» к дорожному покрытию во время торможения колес.

Некоторые водители используют всесезонные шины. На их боковине написано либо M+S (Mud+Show - грязь плюс снег), либо AS (All Season - всесезонная). Они больше подходят для климатических условий Западной Европы и США. При высоких температурах нашего лета такие шины быстрее изнашиваются, а при сильном морозе они «деревенеют». У нас лучше применять летние и зимние, меняя их, исходя из сезона. Лучше, если они уже смонтированы на отдельные диски. Сегодня шины применяются бескамерного типа и перестановка их без особой нужды с диска на диск нарушает плотность посадки. А достаточно жесткая прогонка шины на станке во время перебортовки сокращает срок ее службы. Эта проблема больше экономическая, поэтому нужно считать, что дешевле.