Земля скачет навстречу этому всаднику
Itogi.ru, РБК daily Weekend, kazpravda.kz
Его считают фантастически успешным, истинным любимцем фортуны. «Золотому саксофону» России недавно исполнилось 50 лет, к этому возрасту он сумел остаться здоровым, энергичным, как ракета, стал признанным в мире музыкантом, а также дельцом в лучшем смысле этого слова. Последнее его «приобретение» - активное членство в партии «Единая Россия».
Дайте сначала сделать
- Игорь, извините, зачем джазовому музыканту членство в партии?
- Меня много ругали за это и будут ругать. Я попал в компанию людей, которые занимаются политикой, поэтому моя репутация, по мнению некоторых критиков, подмочена. Но давайте рассуждать трезво. Нужно мне для карьеры вступление в «Единую Россию»? В моей жизни ничего не поменялось с точки зрения каких-то новых привилегий. И за концерт в Кремле мне надо платить аренду точно так же, как если бы я не был членом партии. Вопрос - зачем я это сделал? Было предложение вступить в партию и мотивировалось так: не хотел бы ты свой опыт жизненный, и творческий, и организаторский применить на работе для страны? Я подумал: а вдруг это возможность встряхнуть мир? Нам это необходимо, потому что мы скатываемся к тому, что было в 70-е, 80-е годы. Идет стагнация человеческая, мысленная.
Я и вступил в «Единую Россию». Тут же все стали кричать: «Посмотрите на него, он вступил в партию...» Мой товарищ Сергей Манукян по этому поводу вспомнил библейскую истину: не по словам судите их, а по делам. Вот сделаю что-нибудь - тогда и судите.
- Вы больше верите в труд или удачу?
- В труд, конечно. Если бы я не трудился, никакой удачи бы не было.
- Но у вас ведь были в жизни моменты, когда вам страшно везло? И сейчас, как в одной поговорке, земля скачет навстречу всаднику?
- Понимаете, я же не один играл на саксофоне в нашем музыкальном училище имени Мусоргского... Нас было человек пять. Но почему-то я один подошел к Чику Кориа и предложил ему сыграть джем-сейшн в американском консульстве в Ленинграде. Я договорился - и сыграл. Другие музыканты из России тоже там играли, но на саксофоне - я один. Это удача или нет? Я думал: вдруг будет удача? А некоторые поленились. Подумали: зачем куда-то тащить саксофон...
Примерно так же я попал в оркестр Олега Лундстрема, а в Нью-Йорке начал выступать с оркестром Лайонелла Хэмптона. Это и удача, и труд. Одного без другого не бывает.
«Я уронил комсомольскую честь»
- Игорь, признайтесь, джазмены - состоятельные люди?
- Как правило, нет. Потому что мейджорам надо продавать миллионы дисков, а джазовые музыканты так не могут. Продаются тысячи плюс 60-100 дисков на концертах. Есть законы музыкального рынка, которые не отменить. Но я не жалуюсь.
- В фильме «Стиляги» вы исполнили саксофонную партию. Вам близка вся эта атмосфера?
- Я сам не застал того времени. Мой папа был стилягой. Он носил брюки-дудочки, играл «Караван» Айвазяна, а не Эллингтона, и, конечно, очень любил джаз. А за это гоняли. Один музыкальный педагог ему чуть руки не отбил, когда узнал. Крышкой рояля.
- У вас в 80-е уже не было таких проблем?
- Однажды меня поцеловала Перл Бейли, черная певица, бродвейская звезда. После этого на меня обратили внимание. В кавычках.
- И что вам вменялось в вину?
- Что я уронил комсомольскую честь. Директор музучилища подошел: «Игорь, не откажи, с тобой хотят встретиться из комитета». Сидели, беседовали о том, почему я записываюсь с «Аквариумом» и хожу в американское посольство. «Кого вы там слышали, а кого вы там видели?» - «Музыку слушал и пил джин-тоник. Если не пробовали - попробуйте, очень вкусно». И вдруг: «Игорь, а почему вы позволили себя целовать?» Я говорю: «Ну поймите, это же шутка. Часть шоу. Мне что, отбиваться от девушки? Я подыграл ей, и все». Хотели меня вербануть. Оставили свой телефон на случай, если «увижу что-нибудь подозрительное и захочу сообщить».
- Не звонили?
- Один раз мне срочно понадобились билеты на поезд в Москву на 1 Мая, а в кассе все было распродано... И больше никогда!
- Когда-то Билл Клинтон назвал вас лучшим тенор-саксофонистом...
- Он часто это говорит. (Улыбается.) Однажды у Никиты Михалкова праздновали Госпремию за «Сибирского цирюльника». Я там был. Приехал Владимир Путин и сказал мне, что Билл Клинтон ему все уши прожужжал о том, что я лучший в мире саксофонист.
- Вы дружите до их пор?
- Да. Мы переписываемся. На празднование его 60-летия меня попросили приехать - хотели сделать ему сюрприз. Позвонили из его офиса 25 октября. «Можете ли вы 28-го выступить, мистер Бутман?» А 27-го у меня у самого день рождения, куча гостей. Можно вылететь 28-го, но в этот день я играю в Калуге в честь закладки камня завода «Фольксваген».
- И вы снова... позвонили?
- Признаюсь, мне подсказали: у ребят из Альфа-Банка вроде бы есть вертолет. Они вошли в положение. Звоню в Америку и говорю: «Гонорар не нужен: это ведь подарок Биллу. Но хорошо бы оплатить билет на самолет в бизнес-классе: мне нужно выспаться». - «Все будет, Игорь». Прилетаем, я помыл голову в туалете, переоделся на ходу - и вбегаю на сцену с саксофоном. Клинтон меня увидел, у него слезы.
- Сколько стоил входной билет на это мероприятие?
- 100 тысяч долларов. Там еще был большой аукцион. Два неизвестных мне человека бились за поездку с Биллом Клинтоном на самолете в Африку к больным детям. Никто не уступил. В итоге эти 1 миллион 200 тысяч долларов пошли в фонд помощи голодающим детям Африки.
Надо прибавлять
- Пятьдесят - хитрый возраст... Одни говорят себе - пора бы притормозить, а другие - пора прибавить. А вам что ближе?
- Я думаю, что надо оглядеться и действительно прибавить. Что в пятьдесят лет чувствуешь? Организм - слава богу, с ним все хорошо. Есть большой жизненный опыт, энергия вроде бы не пропала, много разных интересов. У молодых какие преимущества? У них больше энергии, поэтому все быстрее и легче получается. С другой стороны, ты точно знаешь, как идти к цели коротким путем. Понимаешь, как обходить подводные камни, чего не надо делать ни при каких обстоятельствах. Поэтому, мне кажется, после пятидесяти надо прибавлять еще и для того, чтобы не состариться быстро, не потерять любовь к жизни, потому что жизнь - она достаточно короткая, а с другой стороны - очень длинная. И все в ней настолько относительно, что некоторые люди устают от жизни уже к 25 годам. А другие восхищаются каждым прожитым днем и живут в восхищении до самой смерти. Пока есть силы, пока какие-то болезни не сломили, надо прибавлять.
- Что вам хотелось бы сделать в следующие пятьдесят?
- Мне кажется, что джазовое образование в России находится не на должном уровне. Я бы хотел это изменить. Может быть, образовать частную джазовую школу, дающую высшее образование.
- У вас был грандиозный юбилейный концерт в Кремлевском дворце. Вы не думали, кстати, заниматься продюсированием концертов?
- Мне нравится делать фестивали, а делать концерты - это бизнес. Надо тогда собирать команду, вкладывать деньги и заниматься этим всерьез. Я делаю концерты в Доме музыки, это мой абонемент, провожу фестиваль «Акваджаз» в Сочи, приглашаю музыкантов в свой джазовый клуб. У меня много своих концертов, и лейбл появился, которым я занимаюсь интенсивно. А продюсирование - это менее творческий процесс.
- Лейбл - это марка Butman music?
- Да, под этой маркой мы выпускаем джазовые пластинки и свои, и музыкантов, которые мне нравятся, в которых я вижу какую-то перспективу. Не могу сказать, что у меня есть какая-то сверхновая идея, потому что иногда я просто беру у музыкантов готовые записи, но четкие критерии отбора безусловно есть. Выпускает, скажем, Николай Винцкевич свой диск - у него играет английский барабанщик, поет девушка из New York Voices. Мой брат сейчас записал пластинку, которую я собираюсь выпускать, там играет саксофонист Дони Маказлин. Для меня основное, чтобы в записи участвовали зарубежные исполнители, потому что мы все диски выпускаем на западный рынок. Ну и пытаемся их рекламировать по мере возможности, сил и денег.
Посол мира
Бутман играл перед Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Вспоминает с улыбкой, как на открытии Года России в Казахстане Путин стал горячо говорить Назарбаеву, что искусство Игоря Бутмана высоко оценил Клинтон, на что президент РК сказал: «А что нам Клинтон, мы и так видим, что он хорошо играет».
Будучи «своим» за океаном, Бутман открыл Америке Россию и России Америку: он выступал в Москве и гастролировал по стране и ближнему зарубежью с лучшими джазменами США - Эдди Гомезом, Джо Локком, Синди Блэкмэном, Ленни Уайтом. Он не один раз давал концерты в Астане, играл даже один из кюев Даулеткерея, высоко оценивая сложность этого произведения со множеством перемен ритма.
Материалы номера