Мнение рядового зрителя
Зритель пришел в обновленное после ремонта здание. Уверен, что многих данное обстоятельство все-таки порадовало. Хотя до современного изящества обновленному интерьеру в нем, мягко выражаясь, далековато. Такая цель, видимо, и не ставилась перед ремонтниками. Ремонт выполнен в ракурсе не современного дизайна, а скорее прошлого стиля для подобных культурных заведений. Но во всяком случае мы, зрители, к счастью, теперь лишены возможности ходить на спектакли в захолустно-замшелое неуютное место.
90-й сезон - солидный, пройденный театром путь. Поэтому ожидалось, что администрация, отдел культуры акимата порадуют зрителей, полностью заполнивших зал, небольшим экскурсом в историю развития этого русского очага культуры на казахской земле. С 1921 года прошлого столетия столько всего произошло со страной, обществом, а театр выжил, местное искусство служило и служит народу. К сожалению, зритель этого не дождался, кроме самого скромного упоминания о круглой цифре. Можно было обрисовать и перспективу развития русского театра - трезвую, объективную. Театр-то - зрелищное чудо наяву, куда люди еще приходят, желают ходить.
Пьеса, которой театр открыл сезон, не выигрышная, хотя и поставлена российским режиссером, к тому же еще и в прошлом жителя Кустаная, да еще, как было добавлено, одним из бывших учеников Бондарчука. Это мое мнение личное, но с ученика самого Бондарчука и спрос иной. В том числе и в подборе репертуара.
Пьеса весьма противоречива. Впечатление от происходящего на сцене - словно опускаешься в две эпохи сразу, не зная, какой более отдать свое предпочтение. Комедия - не комедия, и до драмы явно не дотягивает.
Пьеса не учит, не ставит никаких вопросов перед обществом. Хотя, как пояснили зрителю устроители спектакля, пьеса специально поставлена к Дню учителя, ставшему теперь и международным днем. Да и чему можно научиться у вздорной, безграмотной молодой бабенки, три года прожившей с не только богатеньким, но и находчивым, даже начитанным мужем. Или у того же учителя Мирою со своей настырностью в попытках просвещения окружающих, но не сумевшего разобраться в неожиданно явившейся пассии.
С давних пор утверждалось в искусстве, литературе понимание бухгалтеров, учителей как людей ненормальных, чуть ли не шутов. Разгадка тому есть. Обе профессии-должности несут в себе заряд пунктуальности, знания, чего они требуют и должны требовать от других. Это далеко не всем и всегда нравится. И по пьесе учитель Мирою выглядит более надоедливым, жалостливым угодником, нежели серьезным человеком или ученым, как его одновременно пытаются нарекать окружающие с одной стороны и явно насмехаться над ним - с другой.
Смотрел, слушал и сочувствовал актерам. Ну где им развернуться, в чем?! Нет добротного современного сценического материала. Мне понравилась игра молодых актеров Юлии Кудряшовой, Владислава Клыкова, Анастасии Крепкиной. А вот именитые актеры, увы, на этот раз, по-моему, не засветились своей игрой.
И несколько замечаний технического характера. То, что спектакль начался в 18.30, порадовало. Можно и в 19.00, чтобы у зрителя было время подготовиться для праздничного выхода в культурное место. Другое - негативное. Актеры, порой уже опытные, со стажем, настолько слабо произносят отдельные ремарки, что их трудно разобрать уже на третьем ряду, хотя посторонних шумов в зрительном зале не наблюдалось. В программках к спектаклю отсутствовало определение количества актов пьесы. Когда занавес опустился после второго акта, многие из нас застыли в недоумении - расходиться или ждать продолжения спектакля.
Желаю, чтобы эти замечания были учтены, и конечно же - успехов всей труппе в сценическом искусстве. А ходить в театр все-таки хочется.
Виктор ПЕНТЮХОВ, Костанай
Материалы номера