На бумаге - нельзя, в реальности - возможно
Дилара АРОНОВА, sudba@ng.kz
Периодически на прилавках костанайских магазинов появляются объявления акции «1+1». Популярная в народе замануха позволяет за цену одной бутылки водки получить сразу две. Несмотря на популярность, акции проходят подальше от центровых магазинов и широко не рекламируются. Если вас посетила мысль, что их проведение не совсем законно - не гоните ее, это правда.
Испытано на себе
Согласно постановлению правительства РК от 23.02.2011 № 173, минимальная стоимость 1 л алкогольной продукции не может быть меньше 600 тенге. Следовательно бутылка водки самого «ходового» объема 0,5 л должна стоить минимум 300. В то время как по акции «1+1» сорокаградусная пол-литровка практически покупается по 150 тнг/л.
Корреспонденты «НГ» без труда нашли парочку магазинов, где можно приобрести водку по цене ниже установленной государством. В продовольственном магазине «ЛИМ» по ул. Чкалова табличка с надписью «1+1» установлена прямо на прилавке. По акции за 350 тенге можно приобрести две поллитровки Wimpex или такой же объем двух сортов водки Nemiroff - за 500 и 540 тенге. Приобрели. Чек в магазине не дали.
В магазине самообслуживания «ТОТ» по ул. Бородина вывески, оповещающей об акции, нет, но продавец демонстрирует водку, продающуюся по акции. И две поллитровки водки «Хмельная», производства рудненского ТОО «Лидер-2», перекочевывают к нам за 300 тенге. Прилагался чек, согласно которому мы купили одну бутылку за 300 тенге, другую за 0 тенге.
Автора!
Производители алкоголя нас удивили, ответив, что компании-производители такими вещами не занимаются, а какие акции проводят продавцы, им неизвестно. Так утверждают и директор ТОО «Нур-Кос», официального дистрибьютера компании Wimpex в Костанайской области, Кутманбек ЖАЕНБЕКУЛЫ, и в отделе сбыта ТОО «Лидер-2», сотрудники которого отказались назвать свои фамилии.
В обеих фирмах ответили, что они продают продукцию оптом, а продавцы розницы устанавливают условия для покупателей. Той же позиции придерживаются и на «Арае».
- Мы решили сразу, что дорожим своим престижем и сомнительных акций проводить не будем, поэтому и не вникали в их суть. Зачем это делается, нам непонятно, - заявил корреспонденту «НГ» начальник отдела сбыта ТОО «Арай» Андрей ФЕДОРОВ.
Значит «дарят» водку продавцы? Ответ в ТОО «ТОТ» нам озвучил юрист компании, представившийся Ириной. И он нас здорово удивил:
- Мы подобных акций не проводим уже очень давно. Знаем, что такая продажа незаконна. Возможно, продавец серьезно ошибся. Мы будем разбираться в этой ситуации.
Но что тогда означает выбитый чек, и мог ли продавец самовольно и уверенно пойти против правил компании из-за 300 тенге? Руководство компании отвечает, что они об этом ничего не знают.
Ситуация крайне странная и наводит на вопросы. Кому выгодна такая продажа, и если она незаконна, то в чем конкретно: как мы предполагаем, в продаже спиртного, вдвое дешевле установленного минимального порога, или в чем-то другом?
- Мы считаем, что это выгодно лицам, заинтересованным в увеличении объемов реализации товаров, т. е. как производителям, так и продавцам продукции, - говорит в официальном ответе на запрос «НГ» заместитель начальника Налогового департамента по Костанайской области Кайрат ОРКАШБАЕВ.
На вопрос о законности данной акции налоговый департамент говорит, что «1+1» нарушает и Закон «О рекламе», и постановление правительства № 173 от 23.02.2011.
- В случае проведения акции «1+1» в целях рекламы она является противоречием пп.5 п. 1 ст. 13 Закона РК «О рекламе», где запрещается реклама этилового спирта и алкогольной продукции «в форме проведения различных мероприятий, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции». В случае несоблюдения условий постановления правительства № 173 предполагается административная ответственность по п. 3 статьи 163 КоАП РК, - говорит Оркашбаев.
Между тем налоговая не ответила, были ли выявлены случаи продажи алкоголя по акции «1+1». Несмотря на четко поставленный нами вопрос, ведомство привело данные по всем нарушениям законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
На вопрос, каким образом налоговая реагирует на проведение таких акций, нам ответили, что в магазинах проводятся проверки. Но для них нужны основания в виде заявлений со стороны покупателей. Заявлений, скорее всего, налоговики не дождутся - почитателям дешевой водки акция выгодна. Так что заслона беззаконию не предвидится.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера