«Наше общество начинает дичать»
Aif.ru, rian.ru
В октябре Чухрай отметил свое 65-летие. Сделал это в рабочем режиме, так как целиком поглощен съемками фильма «Москва 400», который первоначально назывался «Испытание». Это мелодрама, которая разворачивается на фоне и одновременно в недрах особого и для СССР, и для Казахстана события - испытания первой водородной бомбы в 1953 г. на Семипалатинском ядерном полигоне.
С «Казахфильмом»
- Частично лента уже снята, - рассказал юбиляр. - Не так давно мы вернулись из киноэкспедиции в Казахстане, теперь начнутся съемки в павильонах «Мосфильма», а потом вновь отправимся на натуру. Снимать будем и все следующее лето. Надеюсь, что зрители увидят мою новую работу к концу 2012 года.
В основе сюжета - реальные исторические события. В Казахстане, под Капчагаем, съемочная группа реконструировала военный полигон, где возведен макет башни, которая использовалась для подъема бомбы и ее последующего взрыва. В Москве, где начинается повествование, для съемок картины были изготовлены более 40 макетов спецтехники образца 1953 года в натуральную величину, которые были переправлены в РК. А на «Мосфильме» построены декорации города с улицами, домами, переулками.
Фильм, первоначальная стоимость которого определялась в 400 млн рублей, снимает российский киноконцерн «Профит» совместно с «Казахфильмом». Главные роли в картине исполняют молодые актеры: москвич Анвар Халилулаев и алматинка Айжан Байзакова, которую казахстанский зритель знает по сериалу «Жаным». Также в фильме заняты Сергей Гармаш, Ингеборге Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Мария Голубкина.
Время напоминает брежневское
Несмотря на реальную историческую основу, фильм, по мнению режиссера, не о бомбе и не о холодной войне. Должен получиться рассказ о любви, надежде и о вечной проблеме безразличия государства к отдельному человеку. Это безразличие порой выглядит как жестокость, но на самом деле это просто безразличие.
- Какие бы лозунги и слова ни звучали из уст правителей, чиновников, человек для них был и остается лишь материалом, - считает режиссер и развивает эту тему в предъюбилейном интервью корреспонденту «АиФ».
- Павел Григорьевич, ваш фильм заставляет вспомнить об эпохе холодной войны. Да и вы сами несколько лет назад говорили в интервью «АиФ», что США пытаются втянуть нас в новую гонку вооружений. А сейчас, когда мировая экономика переживает кризис, эта тема остается актуальной?
- Конкуренция между странами существовала и будет существовать, в какие-то переломные моменты истории она обостряется - это реальность. Но мы в России любим искать источники наших проблем вовне - это помогает нам уйти от личной ответственности за то, что происходит в стране, дает возможность малодушно бездействовать. А в стране накопилось столько острых проблем, которые мы должны решить сами, что об угрозе новой холодной войны думаешь уже в последнюю очередь.
Наше время все больше мне напоминает брежневское - мы снова погружаемся во всем нам очевидную ложь, обстраиваемся со всех сторон кривыми зеркалами. Простите за уже навязшие банальности, но «нефтяная игла» действительно сделала из нас общество потребления с психологией потребителей - нам вполне достаточно только хлеба и зрелищ. Магазины и телевизор пока дают и то, и другое. А кривое зеркало - это уже наше сознание. Вроде бы у нас есть демократия, вроде бы даже профсоюзы и судебная система с правоохранительными органами, которые защищают вроде бы нас, вроде бы борьба с коррупцией идет непримиримая. Да только ни один нормальный человек в это не поверит. Вот мы и сидим у теликов и, себя не уважая, поругиваем власть. Справедливо поругиваем. Но ключевая проблема не во власти, не в чиновниках, а в обществе, в нас самих!
- Что вы имеете в виду?
- То, что общество равнодушно к самому себе, к своим старикам, детям. Да, мы вправе требовать решения проблем от власти, от государства. Но для того чтобы эти требования были выполнены, сами-то мы ничего не готовы делать! Демократический строй, к которому мы так стремились, - штука трудоемкая, требующая совместной работы всех граждан. А у нас люди чаще всего не могут объединиться даже в пределах одного подъезда, чтобы решить проблему сломанного домофона или уборки мусора. Общество наше социально незрелое, оно неспособно объединиться и понять, что для него сейчас приоритетно. И пока мы этому не научимся, не изменится ровным счетом ничего!
- Допустим, вы правы. А что вы предлагаете: взять дубины - и на улицы?
- Нет, я не к этому веду. Революций как раз не хочется, потому что все они по своей сути разрушительны и отбрасывают страну на 30-40 лет назад. Я уповаю на культурное и социальное взросление нашего общества. Конечно, это процесс не быстрый, но единственно дающий результат. Сегодня вместо взросления наблюдается одичание нашего общества. У нас ведь как принято рассуждать: во всем виноват такой-то или такой-то начальник, надо его сменить - и будет лучше!
Может быть, на какое-то короткое время действительно станет лучше. Но... Ведь все мы прекрасно понимаем, что бесправие и ужас, царящие в какой-нибудь африканской стране, невозможны в сегодняшней, условно говоря, Франции, Швеции. И не потому, что в Африке правит «тумба-юмба», а во Франции - Саркози. Просто Франция никому не позволит делать с собой все, что заблагорассудится, а в отсталой стране это легко и возможно.
К счастью, мы пока еще не такое отсталое государство, и правители наши не «тумбы-юмбы», но, боюсь, если ничего не изменится, нам недолго осталось тешить себя этим фактом.
Часто, ностальгируя по советским временам, им приписывают не
существовавшие в реальности достоинства и достижения. Но что мы точно потеряли с тех пор - это соль нашего народа, его наиболее просвещенную и ответственную часть - интеллигенцию. Интеллигенция, которая должна развивать духовный потенциал нации, сцеплять исторические периоды страны, осмысливать происходящее, будить в обществе совесть, - эта интеллигенция у нас отсутствует. Она больше не существует как прослойка, как класс. Есть отдельные личности, многие из которых просто обслуживают правящую верхушку.
Извините, что вместо кино говорю только о социальном и о политике. Часто можно слышать из уст начальства: «Вы кинематографисты - вот и разговаривайте про искусство! Нечего вам в разговоры о политике лезть...» Правильно говорит начальство, да делает наоборот: сажает на видные места в парламенте, в партиях спортсменов, ткачих, артистов... Так в советские времена на всех высоких заседаниях сидели пастухи в бараньих шапках и полосатых халатах. Да только всем было понятно, что ничего эти люди не решают, что они обычные марионетки в руках кукловодов.
И, к сожалению, не имело значения, умные эти пастухи и ткачихи или глупые, честные или не слишком. Поскольку были они просто обслугой. Плохо, что не лучшее наше прошлое повторяется сегодня так буквально.
- Какое-то очень грустное интервью у нас получается. Не юбилейное совсем. Неужели совсем нет поводов для оптимизма?
- Сама жизнь является этим поводом. Пока мы живы, всегда есть надежда на то, что все будет хорошо. Так что нужно радоваться и искать поводы для оптимизма и в крупных вещах, и в мелочах. Кто-то поступок честный совершил, кто-то бескорыстно доброе дело сделал... Пока все это есть, пусть даже в единичных случаях, значит, еще не наступила полная деградация, значит, есть надежда...
Из биографии юбиляра
Павел Чухрай закончил операторский и режиссерский факультеты ВГИКа, его дипломная работа - короткометражная лента «Вольному воля». За три десятилетия работы в кино он снял всего десять фильмов, однако практически каждый из них вошел в золотой фонд отечественного кинематографа. Чухрай - обладатель премий «Ника» и номинант на «Оскара». Среди наиболее известных его работ - картины «Ключ» с Александром Калягиным, «Вор» с Владимиром Машковым, «Водитель для Веры» с Аленой Бабенко и Богданом Ступкой, отмеченные призами многих российских и международных кинофестивалей.
Кинематограф - профессия, доставшаяся режиссеру «по наследству» от отца, знаменитого Григория Чухрая, создателя фильмов «Сорок первый» и «Баллады о солдате».
Фото www.aif.ru
Материалы номера