От эпифита до паразита
Философия стимулирования
По словам Соловьевой, пришло время и необходимость рассматривать бизнес через призму «корпоративно-социальной ответственности».
- У бизнеса есть несколько степеней развития, - сообщила Соловьева. - Если это начальная стадия, то для предпринимателя создание рабочих мест и честная уплата налогов государству значат, что он социально ответственный. Вторая степень развития - когда решаются более широкие социальные вопросы, когда предприниматель дополнительно создает условия для своих работников. Обеспечивает их жильем, к примеру, или оплачивает обучение. Конечно, благотворительность и меценатство - это вопрос почти философский, но мы должны стимулировать бизнес, чтобы он принимал участие в этом. Мы должны призывать бизнес: откройтесь нам, обществу, чтобы мы оценили степень вашей социальной ответственности. Составили какие-то рейтинги от народа, от общества.
По словам Айгуль Соловьевой, во многих развитых странах предприятия выделяют большие средства на социальные проекты, чтобы иметь имидж успешного, социально ответственного предприятия. И делается это без давления со стороны исполнительных властей, на добровольных началах.
Фактор непрозрачности
Но в связи с этим сегодня одна из основных задач неправительственного сектора - мониторинг прозрачности исполнения программ министерств так называемого «социального блока»: образования и здравоохранения. А также Минсельхоза, куда в последнее время государство вкладывает огромные деньги, однако, куда конкретно они расходуются, до конца непонятно.
Именно с точки зрения непрозрачности участники обсудили предложение Соловьевой перечислять средства предприятий в специальные общественные фонды.
- Не секрет, - говорит директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности Костанайской области Петр СУХИНИН, - что у тех, кто вкладывает средства в подобные фонды, возникают вопросы по расходованию денег. К примеру, раньше существовали фонды, куда средства вкладывали предприниматели, а фактически распоряжались деньгами акимы регионов или городов. И вопрос даже не в том, на какие именно дела идут эти деньги, а в том, что должно быть коллегиальное решение по выделению средств. У нас же последнее слово всегда за исполнительным органом.
Напомним, что около трех лет назад аким Костанайской области Сергей Кулагин, будучи в Житикаринском районе, распорядился немедленно закрыть все общественные фонды при акимах, чтобы не возникало конфликтов из-за прозрачности использования вложенных туда денег. Поводом стали жалобы житикаринских предпринимателей в адрес акимата.
Были ли районные власти в роли эпифитов - организмов, которые используют других для поддержки (читай - используют общественные деньги для решения каких-то вопросов), или же в роли паразитов, которые просто питаются соками других существ, сегодня неизвестно. Однако в природе грань между эпифитами и паразитами очень тонка. Как в этом случае быть с увещеваниями о корпоративно-социальной ответственности? Очевидно, начать привлекать к реальной ответственности этих самых паразитов, а не пугать их выговорами.
Материалы номера