Не делайте из борьбы культа
Галина КАТКОВА
В последние годы, указывали докладчики, пользуясь одним из самых либеральных в мире законодательств о свободе совести, в РК проникли разные деструктивные религиозные культы и тоталитарные секты, которые - как показали события в Актюбинске, Караганде - жизненно необходимо развенчивать. Журналисты же пиарят нетрадиционные культы, возможно, даже не отдавая себе отчета в том, что делают. Недавно в одной газете появилась рекламная статья бизнес-организации с цитатой основателя церкви сайентологии Хаббарда. А другая газета - это уже в адрес «НГ» - написала о мероприятии по трудоустройству инвалидов, но волонтеры-то НПО, которое его проводило, оказывается, - члены религиозной организации «Благодать».
По мысли выступавшего эксперта, у СМИ это все от незнания и безответственности. Уж хаббардисты-то явные бяки, их, мол, и в Европе как деструктивную тоталитарную секту запретили. Во-первых, не во всей Европе. А во-вторых - и это главное - в Казахстане не запретили. Недавно была в Алматы и обнаружила недалеко от офиса, где проходил наш семинар, особняк, который гудел, как улей. Штаб-квартира сайентологов. В нем не смолкая звонили телефоны, туда приходили и уходили десятки людей, там свободно можно купить соответствующую литературу. Никто не скрывается, все легально, даже броско.
Та же история с большинством религиозных общественных объединений в Казахстане. Они юридически зарегистрированы, то есть государство, ознакомившись с их уставом и уже поэтому имея представление о характере деятельности, разрешило им функционировать на территории РК. И попробуйте после этого сказать, что они сектанты.
Кстати, на форуме так лихо оперировали этим понятием, что я позавидовала. Напиши так в газете - иск обеспечен. Уже потому, что понятия «секта» нет в нашем законодательстве. Знаю, о чем говорю. Два года назад, опубликовав материал, в котором фигурировало течение «Алля аят», едва не напоролась на иск. При том, что история его «развенчивания», причем с участием прокуратуры, тянулась лет десять.
Давно работаю и помню слишком многое. Например, сколько не журналисты, а именно чиновники сделали для благоденствия пресловутых культов в стране. Шабаш во время выступлений Сары аулие, которые включали сеансы массового гипноза с корчами эпилептиков, был санкционирован властями Костаная. Акимат дал разрешение «святому» использовать стадион. А оздоровительные лагеря церкви Жатвы, баптистов значились в статистике управления образования, чего государство совсем не стеснялось. Говорят, уроки учтены, лагеря закрыты. Но ведь не потому, что в них была религиозная составляющая. Нашлись другие предлоги. Но ведь сегодня смысл в том, чтобы называть вещи своими именами. Значит прежде всего нужна четкая позиция государства относительно религиозных организаций и внятный, неразмытый закон. Без этого призывы взяться за руки и противостоять злым культам - просто сотрясение воздуха.
Материалы номера