Евино яблоко Андрея Макаревича
argumenti.ru
Андрей Вадимович не перестает удивлять. Чем он только не занимается помимо музыки - живопись, дайвинг, изготовление керамики, телевидение, теперь вот уже и литература. Макаревич издавал и раньше, но в основном прикладные вещи - кулинария, тот же дайвинг, а «Евино яблоко» - нечто другое.
- Андрей, правда ли, что к вашей книге имел какое-то отношение Василий Аксенов?
- Однажды я ему пожаловался, что никак не могу перешагнуть барьер между прикладной литературой и художественной. И начать что-то сочинять, а не описывать. А он сказал: «Ты пиши про то, что знаешь, и постепенно начинай к тому немного привирать. Сам не заметишь, как втянешься». Вот я и втянулся.
- Странная вещь. Вы человек земной и реальный, а написали, по сути, мистическую книгу.
- Дело в том, что у нас принято все делить и раскладывать по полочкам: вот это мистика, а это не мистика; это рок, а вот это - нет. Но где проходит граница? Ее нет. Каждый день с нами происходят какие-то события. И при желании в любом из них можно усмотреть некую мистику.
- Мне показалось, что на свою жизнь вы смотрите крайне скептически?
- Нет, я смотрю трезво. Это не одно и то же.
- Что вас печалит?
- Дебилизация населения, его возрастающая склонность к зомбированию, тяга к нему. Печалит недолговечность человеческой памяти, что позже всегда приводит к катастрофе. Когда люди забывают, как они на самом деле жили 20, 30 лет назад, - это очень плохой знак. В молодости, лет до двадцати, я любил человечество просто так, бескорыстно. Но с годами понял: без стакана водки уже не могу привести себя в такое состояние, когда люблю человечество. Хотя, между нами говоря, любить его абсолютно не за что!
- Как вы считаете, демократия в России существует?
- К сожалению, нет. Россия как была средневековой крепостной страной, так ею и осталась. Изменились только какие-то внешние стороны, а по сути все сохранилось.
- Недавно упал «Як-42», в августе был потерян спутник, в июле утонул теплоход «Булгария». У вас нет ощущения, что наша страна, подобно той же «Булгарии», только медленнее, идет ко дну?
- Да что вы говорите? А я-то думал, она расцветает. Как-то даже уже непривычно становится в дни, когда никакого ЧП не происходит.
- И кто в этом виноват?
- Вы, я, все другие люди.
- А власть?
- И власть. Они такие же, как мы. Или, думаете, мы с вами белые и пушистые, а власть плохая? Нет, каждый народ имеет именно ту власть, которую заслуживает.
- Наши новости как-то сами собой заставляют задуматься об апокалипсисе. Кстати, о конце света вы и в своей книге рассуждаете.
- Это очень печальная тема. У меня есть ощущение, что человечество делает все, для того чтобы приблизить конец света, превращая его в нечто неизбежное. В своей книге я попытался найти этому какое-то объяснение.
- Можете ли вы как опытный аквалангист объяснить недавнее ЧП на Дальнем Востоке, когда акулы держали в страхе все побережье?
- Такое поведение для акул нетипично. Ведь людей как пищу они не рассматривают и обычно их не трогают. Мне кажется, дело в том, что земля сейчас входит в полосу аномальных природных явлений. И акулы, бросающиеся на людей, - это такая же аномалия, как ураганы и смерчи, пронесшиеся недавно над разными странами и континентами. Равных по силе им никогда не было. Это все одного поля ягодки. Дело в том, что на Солнце уже два года повышенная магнитная активность. Эти электромагнитные поля влияют и на природу, и на человечество. Солнечная активность заставляет людей вести себя неадекватно. Волна революций и восстаний в Африке во многом связана именно с этим.
- Каким бы вы хотели запомниться людям?
- Никому бы не хотел запомниться. Я не настолько самовлюбленный идиот, чтобы об этом думать. Пусть люди сами решают, запоминать им меня или нет.
О чем книга
По словам музыканта, «Евино яблоко» - это «очень небольшая повесть», в которой есть несколько линий, в том числе она об отношениях мужчины и женщины, об устройстве мира в представлении самого автора и «о том, что такое чудо».
- Если бы книжку можно было без потерь пересказать в четырех словах, то я бы, наверное, эти четыре слова и написал. Но мне не хотелось бы, чтобы ее воспринимали как автобиографическую, несмотря на то, что главный герой тоже музыкант, начавший свою деятельность в 70-х. Книга, в общем, не про это совсем, - отметил Макаревич.
Помимо повести, в книгу также вошли несколько рассказов, которые публикуются впервые. Прозу сопровождают авторские рисунки.
Материалы номера