Главный вопрос реформы
Вадим СОБОЛЕВ
Увы, государство это отрицает. Министерство юстиции отвечает так: в стоимость приватизированных квартир в свое время вошла и часть стоимости общего долевого имущества, размер которой определен соотношением к размеру полезной площади жилого имущества и не может быть выделен в натуре. Другое дело, что для возможности распоряжаться этой общей собственностью необходимо зарегистрировать объект (именно объект) кондоминиума. Кондоминиум фактически у вас уже есть - отвечают специалисты министерства юстиции - зарегистрировать надо объект кондоминиума как единый имущественный комплекс.
Не зря, наверное, посетители порой спрашивают: это государство специально устраивает такую путаницу в законах или просто чиновники неграмотные? Получается, что большинство из нас стоит перед фактом необходимости проведения в ближайшем будущем капитального ремонта, большинство из нас не доверяет руководству ПКСК, не имеет денег на ремонт, а те, кто имеют, вопрошают - а зачем я буду платить, если половина моих соседей не заплатит? Еще через несколько лет обстановка может стать не только тупиковой, но и опасной. Один из руководителей ОСДП «Азат», известный экономист Петр СВОИК сказал по этому поводу:
- Капитальный ремонт за счет собственных средств не под силу ни КСК, ни собственникам помещений. Исходя из этого, необходим плановый целенаправленный ремонт домов, независимо от того, есть ли в них кондоминиум или нет, за счет республиканского и местного бюджета. Модернизация должна идти за счет бюджета, а не за счет потребителя.
Вот и я считаю: несмотря на то, что большая часть жилых домов находится в частной собственности, наше социальное государство, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции РК), не должно оставлять своих граждан на произвол судьбы.
И вот государство предложило нам свой вариант капитального ремонта - кредит. Откровенно говоря, я бы поддержал идею многолетнего беспроцентного кредита, раз уж ясно видно, что безвозмездной помощи ждать не стоит. Однако его условия внушают не только сомнения, но и опасения. Обеспечением обязательств, гарантией для кредитора-государства будут квартиры заемщиков. А какие гарантии качественного ремонта и сохранения конституционного права собственности может предоставить государство? Или оно будет в стороне, а отвечать придется ГКП или КСП? Ведь по предложенной схеме будет заключаться трехсторонний договор между КСК, СПК или ГКП и подрядчиком.
По крайней мере, хотелось бы иметь побольше информации. Думаю, что тема кредитования капитального ремонта только начала приобретать актуальность и не раз еще будет нами обсуждаться.
Материалы номера