В Германию без комфорта

От жидкости пришлось спасаться сначала зонтиком, потом памперсом

Недавно моя дочь побывала в Германии, куда добиралась на автобусе, предоставленном фирмой «Евразия-Экспресс». В рекламе этой московской фирмы когда-то говорилось, что у нее комфортабельные автобусы, стюардессы, всегда горячая вода, кондиционеры, туалет. 12 лет назад я сама пользовалась автобусом этой фирмы, ездила в Германию. Доехала замечательно на хорошем автобусе с горячей водой, кондиционером, туалетом. Правда, стюардессы не было. Когда возвращалась назад, с потолка автобуса все время сыпалась пыль, горячей воды уже не было, туалет не работал.

В этом году я отправила на автобусе в Германию свою маму и дочь. То, что они мне рассказали, шокировало. Горячей воды не было, несмотря на то, что ехать в Германию более трех суток. Туалет не работал, в нем находились сумки. Кондиционер был сломан. А на сиденье, на котором сидела моя дочь, все время бежала вода ей на голову. Пересесть было некуда: автобус переполнен, сумки стояли прямо в проходе. Когда дочь пожаловалась на воду с потолка, водитель сказал, что передаст ей зонтик. Сначала она подумала, что это шутка. Но он и правда передал ей зонтик. Вода продолжала бежать, тогда на потолок прицепили детский памперс. Его одолжила женщина, которая ехала с маленьким ребенком.

А теперь скажите: за что мы платим деньги, если в автобусах нет человеческих условий для проезда? Если компания «Евразия-Экспресс» до сих пор существует, значит наши люди привыкли на все закрывать глаза. Но при этом кто-то зарабатывает деньги, а кому-то приходится страдать в дороге.

Ирина БЕДА, п. Затобольск, Костанайский р-н

Комментарий

Директор ТОО СКРГК (совместная казахстанско-российско-германская компания) Evro-Asien Express Василий КИФЯК подтвердил, что в одной из поездок в Германию в автобусе сломался кондиционер. Остановить капающую воду во время поездки было невозможно.

- Нужно было останавливаться на ремонт, и пассажиры могли бы потерять целые сутки, - сообщил Кифяк. - Пересадить человека было невозможно, а из-за полного отключения кондиционеров в салоне можно было бы спечься от жары. Биотуалеты в автобусах летом работают только для женщин и детей, потому что наши люди не умеют ими пользоваться. Несмотря на все предупреждения и объявления, забивают их чем попало, после чего неприятный запах идет в салон.

Как отмечает директор компании, когда биотуалеты заполняются, их нужно сливать в определенных местах. Автобусы делают остановки в пути практически каждые 1,5-2 часа в местах, где есть оборудованные туалеты.

- Стюардессы у нас были только поначалу, потом мы поняли, что это нецелесообразно, - пояснил Василий Кифяк. - Автобусы все равно останавливаются на стоянках, где люди могут купить все, что им нужно. Горячей воды и душа в наших автобусах не было никогда.

В рекламе, как уверяет директор, эти услуги не перечислены. Идет обычная реклама о возможности поездки в Германию на автобусах. В билетах указываются правила перевозки пассажиров. О воде и стюардессах в них нет ни слова.

Председатель костанайского общества защиты прав потребителей «Доверие» Татьяна ПАВЛОВА пояснила «НГ», что существуют правила перевозки пассажиров, которым фирмы-перевозчики должны соответствовать. Также, если в рекламных буклетах оговариваются конкретные услуги, которые предоставляет фирма, их должны оказывать, иначе реклама считается заведомо ложной. Кроме того, если в автобусе предусмотрен туалет, он должен функционировать. Багаж должен храниться в багажном отделении. Кондиционеры должны быть исправными.

- Пассажиры могут подать в суд за предоставление услуг ненадлежащего качества, - объяснила Татьяна Павлова. - Девушка всю дорогу испытывала дискомфорт, раздражение. Она может потребовать возмещения материального, но в большей степени морального вреда.

Фото из личного архива Ирины БЕДA