Бензиновая нестабильность

Ольга ЛИХОГРАЙ

Чиновники прогнозируют снижение цен, реализаторы - повышение

Ажиотаж с ценами на бензин в Костанайской области продолжается. Предельные цены, которые правительство РК разрешило повысить в конце июля, еще будут расти. В этом уверяют владельцы АЗС и местные реализаторы горючего. В министерстве нефти и газа Казахстана осторожно сообщили, что в сентябре цены на ГСМ не повысятся. Однако того, что на бензиновом рынке на данный момент наблюдается дефицит, не скрывает никто. Причины нестабильности и дальнейшие прогнозы на рынке нефтепродуктов попытались выяснить корреспонденты «НГ».

Топливо по талонам

В последний раз цены на ГСМ повышались в конце июля. С разрешения правительства предельная стоимость была установлена на бензин различных марок.  АИ-92/93 - со 102  до 106 тенге за литр. Бензин АИ-80 с 84 до 86 тенге за литр, дизельное топливо - с 87 до 90 тенге за литр. Однако в России цены на бензин этих же марок гораздо выше в среднем на 15-20 тенге за литр. Это одна из причин, которая может послужить серьезным поводом для взлета цен на костанайском рынке.

- Наша область близко расположена к территории РФ, - рассказал «НГ» главный специалист межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольный комитет) Нурлан ДЖАЛГАСПАЕВ. - Поэтому нашим реализаторам было выгодно завозить бензин из России. А это около 40% костанайского рынка. Если цена растет в России, то соответственно и у нас она может подняться.

Водители также отмечают дефицит, который сложился на рынке ГСМ. Особенно на дизельное топливо и бензин, который реализаторы отпускают по талонам. Есть версия, что талоны на бензин придерживают специально. Продавцы ждут очередного витка повышения цены, чтобы продать топливо подороже. Отсюда и сложившийся дефицит.

- С 21 августа мы начали отпускать дизельное топливо по талонам, - сообщила старший оператор АЗ «Трудовая» Валентина КУЛЕШОВА. - До этого все время продавали только за наличный расчет.

Уменьшение объемов дизтоплива связывают с началом уборочной кампании.

Недоработки в законе

На нехватку топлива также повлияли недоработки в механизме исполнения нового закона об обороте нефтепродуктов. Он вступил в силу 8 августа, но пока мало совместим с практикой.

23 августа министр нефти и газа РК Сауат МЫНБАЕВ отметил, что нехватка ГСМ была связана с недельной задержкой отгрузки. А она, в свою очередь, обусловлена тем, что к новому закону об обороте пока не принят весь пакет документов.

- В итоге возникли вопросы с выдачей акцизных регистрационных карточек, и неопределенные трения возникли с налоговыми комитетами областей. В частности, в Атырауской и Южно-Казахстанской областях, - сообщил Мынбаев.

Как объяснил Нурлан Джалгаспаев, согласно новому закону продавать бензин можно реализаторам, у которых оборудованы нефтехранилища. Однако не у всех, к примеру, костанайских реализаторов есть такие емкости. Это также затормозило закуп бензина в обычных объемах.

Хотя в министерстве нефти и газа уверяют, что вопрос с отгрузками уже решен и значимого дефицита скоро не будет. Было также отмечено, что сейчас Казахстан способен завозить в большем объеме ГСМ из России, что связано с «некоторым снижением тренда стоимости нефти». Но это лишь официальная точка зрения, с которой спорить никто не берется. Конкретных прогнозов по дальнейшему развитию ситуации на рынке ГСМ сейчас не может дать никто. Ясно одно: попытки правительства удержать рыночные цены на бензин влекут за собой сплошную нестабильность, как с наличием и объемами горючего, так и с его стоимостью.