Запрещенное общество
Михаил ГРИШКОВ
Более того, полиция напомнила Александру старыегрешки-протесты (он неоднократно сидел в тюрьме и сейчас отбывает условныйсрок) и вручила ему повестку в суд. Нервы детдомовца не выдержали, прихватил онс собой полуторалитровую баклажку с бензином и отправился на площадь передакиматом. Облился бензином и поджег себя. Правда, до смертельного исхода недошло - прохожие помешали. Однако с ожогами в больнице побывал.
А 2 августа над Александром Пуздриковым состоялся суд, его обвинили в сопротивлении власти и хулиганстве. Казалось бы, что на скамье подсудимых должны бы находиться те, кто довел молодого человека до такого состояния, что тот решился лишить себя жизни. Однако по законам живут люди в нормальных странах, но, видимо, только не в Казахстане. У нас бедный всегда виноват, потому что не может откупиться.
Почему у нас? Потому что главная задача власти - не допускать граждан к принятию решений. Потому что гражданское общество в Казахстане фактически запрещено, а гражданская деятельность уголовно наказуема. А все призывы власти к развитию гражданского общества - лицемерие, потому что власть воображает гражданское общество чем-то вроде субботника во исполнение ее постановления. Вот и устанавливает максимальное число барьеров на пути к реальному гражданскому обществу. Дело в том, что при гражданском обществе такая власть никоим образом не удержится. И потому любые попытки людей защитить свои конституционные права (как это происходит с бастующими нефтяниками) в глазах власти - страшнее коррупции.
Тотальное воровство легитимизирует существующую систему, при которой рядовому человеку ничего не положено и ничего нельзя. Коррупция -инструмент приспособления к подлости. А вот самозащита - уже посягательство на священные права чиновника. В Казахстане примерно до 10% заключенных сидят за самосуд, и немалый процент из этих десяти - за то, что попытались защитить себя от противозаконных действий чиновников в безвыходных ситуациях.
На протяжении 20 лет нового Казахстана чиновникам удается удерживать народ в повиновении потому, что этому народу не позволено быть собой и формировать собственные ценности. Умные, талантливые и порядочные не в состоянии выдвинуть из своих рядов эффективный чиновничий аппарат. Трагедия казахстанской жизни в том, что худшие надевают ярмо на лучших и издевательски заставляют их работать на себя.
Пока у страны нет народа, признающего закон и готового решать собственную судьбу, у нее нет истории, а следовательно и будущего. Но именно будущее страшнее всего для власти. Потому что если оно наступит - такой системы уже не будет.
Материалы номера