Так будет прочнее

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

О вклейке автомобильных стекол

Стекла в современных автомобилях устанавливают по новой технологии. Раньше их традиционно крепили с помощью резиновых прокладок, теперь применяют специальный клей. Замена таких стекол имеет свои особенности, знать которые автолюбителю будет полезно. О них мы попросили рассказать старшего преподавателя инженерно-технического факультета КГУ Геннадия САВЕЛЬЕВА.

- Многие автолюбители в этом случае наверняка скажут, что стекла устанавливают в мастерских, поэтому такие тонкости лучше знать профессионалам. Не думаю. Во-первых, за такую работу иногда берутся далеко не профессионалы, в результате вы потом не можете понять, почему недавно вставленное стекло вдруг вывалилось. Во-вторых, мастер свою работу может выполнить качественно, но из-за дальнейшей неправильной эксплуатации автомобиля вы получите тот же результат.

Начнем с того, что переход на вклеенные стекла конструкторы автомобилей произвели, желая упростить технологию их установки, но при этом они возложили на них силовые функции, придающие кузову необходимую прочность и стойкость к вибрациям. Поэтому и уделяется особое внимание клеям, скрепляющим стекло с кузовной рамкой, а также строгому соблюдению технологии установки.

Клей выпускается на полиуретановой основе. В комплекте к нему продается специальный праймер, который очищает поверхность склеивания и активизирует нанесенный на нее клей. Ни в коем случае нельзя очищать поверхность ацетоном или растворителем. От жира очистку вы ими сделаете, но не добьетесь активации клея.

Выбирая клей, автолюбители наверняка смотрят на цену. Она зависит от скорости высыхания. Чем дороже клей, тем он быстрее высыхает. Однако далеко не все обращают внимание на то, что в любом случае для полного склеивания требуется до 200 часов. Водитель, не зная об этом и видя, что стекло держится, может выехать на пересеченную местность. Поскольку на такой дороге кузов постоянно подвергается деформации, склеенный шов может не выдержать нагрузки. Вообще, не гонитесь за использованием быстросохнущего клея. Чтобы он не утратил свое качество, склейку нужно производить быстро, а так работать не каждый мастер способен.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на четыре параметра клея: прочность, эластичность, модульность и электропроводность. Чем больше в автомобиле подушек безопасности, тем клей должен быть прочнее. Более эластичный лучше использовать в условиях большого перепада температур. Что касается электропроводности, то низкопроводный клей применяется в машинах, где на стеклах есть интегрированные обогреватели, антенны, датчики дождя и т. п.

Если вы хотите обратиться за услугой к незнакомому установщику стекол, посмотрите, как он выполняет эту работу. Опытный мастер склейку производит в специальных нитриловых перчатках, поскольку отпечатки пальцев на клеевых подложках снижают прочность клея. Обратите внимание, есть ли в мастерской приборы, показывающие температуру и влажность в этом помещении. При их отсутствии будет трудно определить время засыхания применяемого клея (оно указано в описании). Потому что очень важно знать, сколько времени после вклеивания стекла машину нужно держать без движения.

Что касается нового стекла, обратите внимание на качество керамического покрытия, которое наносится по краю, на поверхность склейки. Оно предназначено для защиты клеевого шва от воздействия ультрафиолетовых лучей. В случае наличия на месте склейки остатков клея от прежней склейки удалять полностью не обязательно. Важно, чтобы и в этом случае клей наносился ровным слоем.