На джипе за впечатлениями
Юлия АНДРУСЕНКО
24 дня 11 костанайцев на четырех специально подготовленных внедорожниках проехали через Казахстан, Россию и Монголию. Им пришлось пересекать реки вброд, преодолевать горные перевалы и столкнуться с серьезным бездорожьем. Группа костанайцев не первый раз отправляется испытать свои машины, себя и больше узнать о стране и мире. В 2009 году костанайские автолюбители устроили джип-тур на Аральское море, в 2010-м - на Каспийское.
- В этот раз мы впервые выезжали за пределы Казахстана, - рассказал один из организаторов поездки Сергей ЧЕПОВСКИЙ. - Основными целями поездки были озеро Байкал и столица Монголии - Улан-Батор.
Автомобили подготовлены к езде по тяжелому бездорожью, на них установлены лифт-комплекты, лебедки, большие колеса, в каждом есть GPS-навигатор и устройство спутниковой связи.
Всего в пробеге приняли участие 11 любителей экстрима. В их числе Сергей Чеповский и Владимир Невзоров на двух Toyota Land Cruiser 100.
Toyota Land Cruiser 80 вел Амангельды Кусаев, за рулем Toyota Hilux был Олег Кабановский.
Вернулись в родной город мужчины изрядно уставшими: это вам не шутки почти 10 000 км за рулем. Но все уверены: поездка удалась. На протяжении всего пути им удалось не только проверить самих себя на стойкость и выносливость, но и увидеть много нового.
К поездке начали готовиться за полгода до дня отъезда. И без того подготовленные машины были приведены в полный порядок.
Самое яркое впечатление у путешественников оставила природа.
- Каждые 200 км нашего пути она менялась, - рассказывает Сергей, - сначала были степи, потом лесостепи, потом леса, потом горные леса, потом горы с заснеженными вершинами. Мы проехали горы Саяны, крупные реки, такие как Енисей, Ангара.
Из 24 дней, проведенных в дороге, мужчины останавливались в гостинице лишь 4 ночи, остальные провели в палатках.
Это путешествие трудно назвать отдыхом, но вперед искателей приключений погнал интерес: каждый день пути приносил что-то новое, а это мощный двигатель.
...Как ни готовились путешественники, а от разработанного маршрута пришлось отступить.
- Из Иркутска мы выехали на остров Ольхон не по положенному пути, - делится Чеповский. - Маршрут должен был пролегать по асфальтированной трассе - до острова по ней 300 км. Но перед выездом мы забили нашу цель в GPS-навигатор и он предложил новый маршрут - 250 км. Мы по нему поехали, а через 70 км выяснили, что это не тот путь - асфальт кончился и начались лесовозные дороги. Лесовоз - машина с огромными колесами, после них остается глубокая колея. Но мы решили не сворачивать и проехали по ней. Местные нас пугали, мол, на этой дороге лесовозы на бок ложатся. Но мы этот участок успешно миновали. Правда, сутки из-за этого потеряли. Но именно для такого вызова самим себе и была задумана поездка - мы за этим и ехали.
Все машины экспедиции были оборудованы дальнобойными рациями, поэтому всю дорогу водители грузовиков с нами разговаривали, где-то даже помогали - говорили, где полиция дорожная стоит, где дороги получше.
Когда приплыли на пароме на Ольхон, в первую очередь осмотрели красоты острова, а потом устроились на отдых - рыбачили, готовили на костре.
- У нас с собой была газовая плита и большой баллон, - рассказывает Чеповский, - но нужно ли рассказывать, что пища, приготовленная на дровах, гораздо вкуснее.
Наиболее яркая часть автопутешествия пришлась на Монголию, считают автолюбители. Если уровень жизни россиян и ее уклад как-то знакомы ввиду близости этой страны, то вот традиции и обычаи монголов для многих по-прежнему неизвестны.
- Города в нашем понятии и в Монголии - вещи абсолютно разные, - говорит Чеповский, - там все живут в юртах. Всего в стране три города. Остальное население живет россыпью. На протяжении всей дороги расположены юрты. Главная дорога в стране - грунтовая. Асфальт на ней начинается в 120 км от столицы. Рядом с каждой юртой стоит спутниковая антенна и солнечная батарея. Других источников электричества у людей нет. Зато Улан-Батор - столицу Монголии - можно сравнивать с Астаной. Этот город строится и процветает. Всего в этой стране живет 2,7 млн людей. 1 млн сконцентрирован в Улан-Баторе.
- В Монголии мы покупали барана живого, резали сами, - рассказывает Сергей, - захотелось мяса.
Самая большая трудность этой покупки заключалась в том, что покупатели не знают ни слова из монгольского языка, а продавцы совершенно не владеют русским.
- Есть захочешь, на любом языке заговоришь, - улыбаясь, рассказывает Чеповский, - там баранов все продают. Мы подъехали к юрте, они как раз собирались овечку резать. Подзываем мужчину и показываем ему на отару овец. Он нас понять не может. Мы ему показываем характерный знак - мол, сколько стоит. Он нам палочкой на земле написал - 100 000 тугриков. Это примерно $80 - вдвое дешевле, чем у нас. Нам дали выбрать барана, мы посадили его в мешок и погрузили в багажник машины. Во время очередной стоянки его зарезали и ели в течение трех суток. Все припасы путешественники взяли с собой.
В следующем году мы думаем снова отправиться в путешествие в том же составе, - признаются экстремалы. А вот куда - пока не знают. Говорят, у них еще есть полгода, чтобы придумать идею и проработать маршрут.
Фото из личного архива В. НЕВЗОРОВА
Материалы номера