На тебе, Боже, что нам негоже
Андрей КАРПОВ, www.ia-centr.ru
Перегруппировка в экономическом блоке - чего ожидать дальше?
Президент РК Нурсултан Назарбаев своим указом расширил функции и полномочия министерства экономического развития и торговли, которому переданы часть функций и полномочий министерства финансов, минсельхоза, Агентства РК по регулированию естественных монополий, а также Агентства по защите конкуренции.
Тем же указом ряд дочерних организаций Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» передан в доверительное управление минэкономразвития. Речь, в частности, идет об акциях АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и Фонда стрессовых активов.
Предпринятые Ак ордой шаги можно трактовать неоднозначно. С одной стороны, «Самрук-Казына» избавляется от не самых привлекательных активов, что с учетом тотального продвижения образа Тимура Кулибаева как «самого эффективного менеджера» должно облегчить процесс превращения ФНБ в зеркало успехов новой управленческой команды. В самом деле, зачем нужны токсичные активы в ситуации, когда самруковцы должны рапортовать исключительно об успехах и свершениях. Причем в посткризисный период проще простого самим и назначать критерии оценки собственных подвигов. Пока цены на нефть стоят за планкой в $100, особо печалиться о перспективах национальной экономики не стоит. Ну, скажем, до ноября-декабря этого года.
К примеру, фонд «Даму» - суммы на кредитование предпринимательской деятельности выделялись весьма значительные и в СМИ исправно публиковались отчеты о проделанной масштабной работе, но малый бизнес так и не стал активным участником казахстанской модернизации. Так что необходимость повышения эффективности «Даму» - вопрос далеко не тривиальный. А как этого добиться? Пусть уж теперь министерство экономики разбирается.
Про фонд стрессовых активов и говорить не приходится. Созданный в самый разгар мирового финансового кризиса в 2008 году для вычищения «плохих» активов банковского сектора, фонд к 2011 году не реализовал ни один из основных предметов деятельности этой структуры. Теперь над решением и этой проблемы предстоит поломать голову уже министерству экономики.
С другой стороны,
минэкономразвития получает не только
головную боль, но и дополнительные
инструменты для реализации ключевой
задачи - повышения ВВП. Значит формирование
новых горизонтов ответственности
министерства вписано в более широкий
контекст - частичного возвращения ФНБ
к истокам - в формате значительно более
сокращенном, нежели в 2009-2010 годах, когда
казалось, что «Самрук» будет использован
в посткризисный период прежде всего
как политический инструмент.
Материалы номера